Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!

Дом без насилия

Дата: 13 апреля 2021 в 16:08, Обновлено 30 июня в 15:48
Автор: ____ _. _.

ПЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НЕЛЬЗЯ

  1. Нельзя никуда уходить с людьми, которых ты не знаешь. Это может быть вежливый и приятный человек (мужчина или женщина). Он может просить тебя о помощи, проводить куда-то и показать дорогу, звать тебя посмотреть на животных или спасти их, обещать тебе купить что-то интересное, говорить, что знает твоих маму и папу, что хочет отвести тебя к маме или папе. Каким бы хорошим, добрым, веселым или ласковым человек ни казался, с ним никуда уходить нельзя. Если незнакомый человек нарушает твое личное пространство, близко подходит к тебе или дотрагивается до тебя, просит о помощи или куда-то зовет, предлагает подарки или деньги, задает личные вопросы – сложи руки за спину, сделай три шага назад, чтобы увеличить дистанцию, громко скажи «Нет!», чтобы привлечь внимание, разворачивайся и иди туда, где есть люди.

Запомни! Если взрослому человеку нужна помощь – он попросит об этом другого ВЗРОСЛОГО человека, а не ребенка.

/Не учите детей, что «взрослый всегда прав», «всех взрослых надо слушаться» и т.д. Это приводит к тому, что ребенок робеет и не знает, как отказать, когда к нему обращается незнакомый человек, зовет пойти с ним, делать то, что он говорит, и подчиняться ему. Обязательно разыграйте ситуации дома, когда незнакомый человек подходит с разными предложениями, описанными в этой памятке, а ребенок выполняет действия, перечисленные выше: сомкнет руки сзади, сделает три шага назад, громко скажет «Нет», развернется и уйдет, не останавливаясь./

  1. Нельзя заходить с незнакомым человеком в подъезд. Прежде чем зайти в подъезд, посмотри по сторонам и убедись, что никто с тобой туда не заходит. Отнесись с подозрением к тому, кто стоит рядом с подъездом, но не заходит вовнутрь, явно кого-то поджидая. Не заходи с ним в подъезд – отойди от входной двери и позвони родителям либо соседям, которые могут тебя встретить.

Если следом за тобой в подъезд заходит незнакомый человек, сделай вид, что ты что-то забыл и задержись у подъезда. Подожди, пока незнакомец выйдет на улицу и уйдет, и только после этого заходи в подъезд. Либо, если никто не выходит, позвони домой или соседям и попроси тебя встретить.

  1. Нельзя заходить с незнакомым человеком в лифт. Если в вызванном тобой лифте находится незнакомый человек, не входи в кабину. Отойди от лифта и через некоторое время вызови лифт снова. Если с тобой в лифт заходит незнакомый человек – выйди из лифта и дождись, пока он уйдет. Можешь сделать вид, что пошел за почтой.
  2. Нельзя садиться в автомобиль к постороннему человеку, никогда и ни под каким предлогом. Даже если в машине приятный водитель, мужчина или женщина, улыбается, шутит, обещает тебя быстрее подвезти, показать что-то интересное или просто покатать – никогда не садись в машину. Если тебя приглашают сесть в машину – не разговаривай с тем, кто тебя приглашает, ничего не объясняй. Без всяких объяснений разворачивайся и иди туда, где есть люди.
  3. Нельзя принимать подарки от незнакомого человека, ни мужчины, ни женщины, когда рядом нет родителей. Если незнакомый человек пытается что-то тебе подарить – убери руки за спину, сделай три шага назад, скажи: «Нет» или «Я не беру подарки от незнакомых людей», поворачивайся и уходи от этого человека, туда, где есть другие люди.

ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЯ ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ

         Личные границы и их формирование – очень важный этап в развитии каждого человека. Понимание своих границ и их ценности – это залог психологического и физического здоровья, здоровых отношений с другими людьми, а также сексуальной безопасности.

         Формирование личных границ происходит в семье, а также под влиянием воспитателей, учителей, докторов, тренеров, парикмахеров и любых других взрослых, которые вступают в контакт с ребенком, в том числе физически (дотрагиваются, осматривают, выполняют различные манипуляции).

         Важно, чтобы вы не только уважительно относились к границам ребенка, но и следили за тем, чтобы эти границы не нарушали другие люди – не унижали, не стыдили, не оскорбляли и не обзывали его. А также, прежде чем дотронуться до ребенка или выполнить какую-либо манипуляцию, включающую физический контакт, взрослому важно объяснить ребенку, что именно он собирается делать и получить соглашение ребенка.

Некоторые примеры нарушения психологических и физических     границ ребенка

  • Насильственные:

Кормление

Принятие лекарств

Медицинские процедуры

Одевание – раздевание

  • Физические наказания:

Шлепки

Подзатыльники

Удары по рукам и губам

Ремень

  • Отсутствие стука в комнату ребенка после 6 лет. Обязательно стучите сами и приучайте ребенка стучать в вашу комнату, когда дверь закрыта.
  • Игнорирование жалоб ребенка на то, что ему неудобно, тесная обувь или одежда, жарко или холодно. («Не придумывай! Я лучше знаю, жарко тебе или нет».)
  • Стыдить или ругать ребенка при других людях. Всегда делайте это «один на один».
  • Прилюдно смеяться над ребенком.
  • Говорить о ребенке в его присутствии в третьем лице «он, она».
  • Заставлять ребенка переодеваться в присутствии других людей, если ему это некомфортно «Ну чего там стесняться, у тебя же еще ничего не растет, не придумывай!».
  • Целовать ребенка или обнимать тогда, когда ему это не нравится и он пытается этого избежать. («Бабушка обижается, что ты не хочешь ее поцеловать! Надо поцеловать бабушку!».)
  • Доктор в медицинском кабинете не объясняет ребенку свои дальнейшие шаги и молча выполняет манипуляции, не предупреждая ребенка о том, что будет происходить.

КАК РАСПОЗНАТЬ ПЕДОФИЛА

Педофилом может оказаться любой взрослый человек.

Не существует какого-то особенного телосложения, профессии или черт внешности, которыми обладали бы педофилы. Педофил может казаться обаятельным, добрым, любящим, абсолютно порядочным и при этом мастерски скрывать свое влечение к детям.

Большинство педофилов знакомы с детьми, с которыми вступают в контакт.

В 30% случаев ребенок подвергается сексуальным домогательствам со стороны члена семьи, в 60% - со стороны человека, которого ребенок хорошо знает. Всего 10% детей подвергаются домогательствам или насилию со стороны незнакомцев.

Обращайте внимание на признаки «ухаживания».

Под «ухаживанием» подразумевается процесс завоевания педофилом доверия ребенка, а также и доверия родителей. В течение нескольких месяцев, иногда даже лет педофил становится доверенным другом семьи, предлагает посидеть с ребенком, берет ребенка с собой за покупками, в поездки или походы, водит на экскурсии или еще каким-то образом проводит с ребенком время. Он также может дарить ребенку подарки и делать сюрпризы, устанавливать с ним особенные, доверительные и близкие эмоционально отношения. Большинство педофилов не начинают свои домогательства, пока не удостоверятся, что ребенок полностью им доверяет и будет держать в секрете то, что происходит между ними.

Педофил выбирает детей, восприимчивых к его тактике, - например, тех, кто нуждается в эмоциональной поддержке или кому не хватает внимания дома. Он убеждает родителей, что с ним дети находятся в безопасности, а в глазах ребенка старается выглядеть заботливым и понимающим.

Педофилы часто используют целый ряд уловок, чтобы завоевать доверие ребенка. К ним относятся: игра на любви к тайнам (большинство детей обожает секреты, воспринимает их как нечто «взрослое», как источник власти над окружающими), сексуально откровенные игры, ласки, поцелуи, прикосновения, поведение с сексуальным подтекстом, показ порнографии, подарки, лесть и худший из всех – игра на привязанности и любви ребенка. Все эти средства используются, чтобы привязать к себе ребенка и создать ощущение «особенных», доверительных отношений.

Признаки, по которым можно заподозрить педофила.

Пожалуйста, обратите внимание, что никакие из признаков ниже не являются прямым подтверждением наличия нездорового влечения к детям.

- Стремится к частому физическому контакту с ребенком: часто целует, подолгу обнимает, сажает на колени, щекочет, тискает, любит повозиться вместе, секретничает, шушукается с ребенком;

- Как-будто «случайно» дотрагивается до интимных частей тела ребенка.

- Выделяет одного ребенка из группы и делает его своим «любимчиком». Ребенок из-за этого чувствует себя особенным, избранным. Это своего рода манипуляция: «ты теперь должен оправдать мое особое отношение и доверие к тебе».

- Делает ребенку сюрпризы, дарит подарки, дает деньги просто так, без повода.

- Любит находиться в комнате, где играет или занимается своими делами ребенок, часто заходит в ванную или туалет, когда он там.

- Настойчиво предлагает свои услуги по присмотру за ребенком или его обучению чему-либо, чтобы находиться с ним наедине.

- Настаивает на том, чтобы в помещение, где он находится с ребенком, не входили без стука.

- Запирает дверь, когда находится в помещении наедине с ребенком.

- Проявляет интерес к сексуальному развитию ребенка, заводит разговоры на сексуальные темы, узнает, какой размер одежды он носит.

- Использует сексуальную лексику в разговоре с детьми, просвещает их на сексуальные темы.

- Предпочитает общество детей обществу взрослых. Устраивается на работу туда, где можно много и беспрепятственно общаться с детьми.

К сожалению, многие взрослые не воспринимают слова ребенка о домогательствах всерьез и считают выдумкой, особенно если речь идет об авторитетных взрослых (учителях, тренерах), а также о родственниках или друзьях семьи. Обязательно окажите ребенку поддержку, поговорите спокойно и доброжелательно о том, что произошло. Не паникуйте, чтобы не напугать ребенка своей реакцией. Заверьте его, что поможете ему и защитите его. Никогда не обвиняйте ребенка в том, что он сам виноват в том, что произошло!

Надеемся и искренне желаем, чтобы эта информация вам никогда не пригодилась. Но считаем, что знать об этом родителю необходимо.

                                                                                                               

10 СПОСОБОВ СКАЗАТЬ НЕТ

         Учите ребенка говорить «Нет» в разных жизненных ситуациях. Пусть он знает, что у него есть право позаботиться о себе. Старайтесь сами с уважением относиться к «Нет» ребенка. Не следует заставлять его делать что-либо через силу, с помощью угроз или шантажа, а также принуждать физически: куда-то тащить, насильно кормить, одевать, применять физические наказания. После такого опыта отстаивать свои границы и говорить «Нет» ему будет сложно.

  • Нет, я не буду этого делать.
  • Нет, мне это не нравится.
  • Нет, я никуда с вами не пойду.
  • Нет, мне родители не разрешают.
  • Нет, мне нужно идти домой.
  • Нет, мне это неудобно.
  • Нет, мне нельзя уходить с площадки.
  • Нет, я не хочу.
  • Нет, это мне не подходит.
  • Нет, я не согласна.

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

07.02.2018 № 05-01-07/1121

О направлении алгоритма

Министерство образования Республики Беларусь совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь разработало алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (далее – алгоритм).

Направляем алгоритм, просим довести его до сведения и использования в работе всем заинтересованным.

Заместитель Министра

Р.С.Сидоренко

АЛГОРИТМ
информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования<sup>1</sup>.

<sup>______________________________</sup>

<sup>1</sup> Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка».

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка<sup>2</sup>.

<sup>______________________________</sup>

<sup>2</sup> Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности<sup>3</sup>.

<sup>______________________________</sup>

<sup>3</sup> Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка:сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.<sup>4</sup>.

<sup>______________________________</sup>

<sup>4</sup> Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные Министерством внутренних дел Республики Беларусь 12.12.2017.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1–4 настоящего алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными Министром образования Республики Беларусь 14.12.2017, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования<sup>5</sup>.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.