Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!

Дом без насилия

Дата: 13 апреля в 16:08, Обновлено 14 октября в 22:27

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

07.02.2018 № 05-01-07/1121

О направлении алгоритма

Министерство образования Республики Беларусь совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь разработало алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (далее – алгоритм).

Направляем алгоритм, просим довести его до сведения и использования в работе всем заинтересованным.

Заместитель Министра

Р.С.Сидоренко

АЛГОРИТМ
информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования1.

______________________________

1 Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка».

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка2.

______________________________

2 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности3.

______________________________

3 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка:сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.4.

______________________________

4 Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные Министерством внутренних дел Республики Беларусь 12.12.2017.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1–4 настоящего алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными Министром образования Республики Беларусь 14.12.2017, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования5.

Воспитание без насилия

НАСИЛИЕ трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

 Насилие над детьми включает физическое, сексуальное и психологическое насилие, а также пренебрежение интересами ребенка. Дети, подвергающиеся насилию, убегают из дома, при этом подвергаясь опасности. Насилие оказывает разрушительное влияние на самооценку детей, может привести к депрессии и попыткам самоубийства в более взрослом возрасте.

Дети, которые являются свидетелями насилия в семье, подвержены столь же тяжелой психологической травме, что и непосредственные жертвы насилия. Кроме того, дети подвергаются большей опасности стать жертвой насилия или пренебрежения, если они живут в ситуации насилия. В связи с этим важно, чтобы дети, переживающие психологическую травму, получили доступ к специальным социальным и психологическим службам.

Статья 19  Конвенции о правах ребенка гласит: «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

В Конвенции также говорится, что «меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры».

Эмоциональное насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Индикаторы эмоционального насилия:

  • изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения
  • угрюмость, отказ от обсуждения проблемы
  • «торговля запретами»
  • оскорбление ребенка
  • терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха
  • поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы; брань, издевки
  • запугивание наказанием
  • моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку

Поведенческие маркеры эмоционального насилия:

  • задержка в эмоционально-волевом развитии: инфантильность, нерешительность, безынициативность, боязливость и т.д.
  • нарушение сна (сокращение, увеличение, прерывистость, однотипные кошмарные сновидения др.)
  • соматические и психосоматические расстройства (язва желудка, аллергия, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.п.)
  • агрессия в отношении со сверстниками
  • агрессия в отношении взрослых (учителей, воспитателей и т.д.)
  • неуважение и недоверие взрослым
  • утрата доверия миру, неверие в искренность оказываемой ему поддержки
  • неумение внутренне почувствовать успех, считает себя незаслуживающим его
  • низкая самооценка: ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным и др.
  • подавленность
  • тревожность
  • уступчивость, угодливость
  • коммуникативная некомпетентность
  • склонность к уединению
  • аффективно-тревожное восприятие одиночества
  • личностные психопатии различной этиологии (наркотические зависимости, булимия, анорексия, мазохистские и прочие личностные расстройства)
  • суицидальное поведение

Признаки эмоционального насилия со стороны родителей:

  • предъявляет к ребенку завышенные требования
  • чрезвычайная критичность по отношению к ребенку
  • злость и устрашающее поведение

Психологическое насилие это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.

Индикаторы психологического насилия:

  • Снижение интеллектуального развития 
  • Снижение познавательной деятельности

Физическое насилие – нанесение ребенку взрослыми или другими лицами физических травм, иныхтелесных повреждений, которые причиняют вред здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни

Индикаторы физического насилия:

  • Царапины и рубцы
  • Ожоги
  • Ссадины
  • Травмы скелета
  • Травмы головы
  • Внутренние травмы в результате ударов по животу
  • Ушибы тела, ягодиц или головы

Поведенческие маркеры физического насилия:

  • Слабая эмоциональная реакция
  • Негативизм к группе
  • Стеснительность
  • Поведение «маленький старичок»
  • Предпочтение игр с маленькими детьми
  • Агрессия
  • Боязнь посторонних
  • Страх взрослых, страх физического контакта
  • Боязнь идти домой
  • Боязнь детского плача
  • Тики, сосание пальцев, раскачивание

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Основные виды пренебрежения нуждами ребенка:

  • Отказ от ребенка
  • Недостаток заботы
  • Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены
  • Нехватка медицинской помощи
  • Недостаток соответствующего образования
  • Недостаток необходимого питания
  • Нехватка необходимого крова

Признаки отсутствия заботы о ребенке:

  • Недостаточный возрасту вес и рост ребенка
  • Плохая, неопрятная одежда
  • Плохая гигиена кожи, зубов
  • Попрошайничество, воровство пищи
  • Непосещение школы, прогулы
  • Приходит в школу очень рано или уходит слишком поздно из школы
  • Повышенная утомляемость, апатичность

Сексуальное насилие над детьми – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Любое сексуальное насилие – это преступление против личности, целью которого является растоптать, унизить жертву и продемонстрировать свою власть.

Выделяют сексуальное злоупотребление (использование) и собственно сексуальное насилие над ребенком.

Сексуальное насилие:

  • Трение пениса о тело ребенка
  • Принуждение ребенка к мастурбации в присутствии взрослого
  • Принуждение ребенка к манипуляции гениталиями в присутствии взрослого
  • Ощупывание гениталий ребенка или манипулирование ими
  • Подражание половому сношению с помощью пальца
  • Изнасилование
  • Принудительная проституция

Физические индикаторы сексуального насилия:

  • Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице и губах, в ротовой полости, отказ от еды или переедание
  • Анальные симптомы: повреждения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры
  • Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции

Психологические индикаторы сексуального насилия:

  • Регрессивное поведение
  • Несоответствующее возрастное поведение, в том числе и сексуальное поведение
  • Изменения в эмоциональном состоянии и общении
  • Страхи
  • Проблемы с обучением
  • Самоповреждающее поведение
  • Суицидальные попытки или мысли
  • Употребление алкоголя и наркотиков

Способы выражения родительской любви

Уважаемые родители! Вы очень любите своих детей. Помните, что ваша лю-бовьнеобходима им, как воздух. Дети – зеркало для своих родителей. Если вы одариваете их любовью, они ее отражают и возвращают вам.

Как родителям проявлять свою любовь к ребенку?

• Визуальный контакт. Смотрите ребенку прямо в глаза открытым, доброжелательным, любящим взглядом.

• Физический контакт. Обнимайте детей, подростков похлопывайте по плечу, ласково теребите волосы.

• Уделяйте внимание. Посвящайте детям безраздельно часть своего личного времени.

• Слушайте детей. Используйте метод «активного слушания», рассказывайте ребенку о своих чувствах, называйте те чувства, которые испытывает он.

• Говорите детям хорошие и ласковые слова: «Я люблю тебя», «Как я рад, что ты у нас есть», «Как я рада тебя видеть», «Мы очень любим тебя» и др.

• Отмечайте дни рождения детей, дарите им подарки на праздники.

• Улыбайтесь детям как можно чаще.

• Знакомьтесь с друзьями ребенка; вместе с ним принимайте участие в школьных или других мероприятиях.

• Вы – взрослый человек, опытный и сильный, поэтому сдерживайте эмоции в конфликтных ситуациях.

• Разрешайте детям ошибаться, и разрешайте им проявлять свои чувства.

• Дети – не ваша собственность. Воспринимайте ребенка как самостоятельную личность.

ПИСЬМО РОДИТЕЛЯМ!

Дорогие папа и мама! Я вырасту здоровым и счастливым человеком, если вы будете помнить о том, что для меня важно и необходимо уже сейчас.

• Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше. Любите меня и заботьтесь обо мне, не забывайте выражать свою любовь взглядом, улыбкой, прикосновением.

• Не бейте меня, от этого я не стану лучше. Наоборот, я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей. Мне не хочется жить в злом и неприветливом мире.

• Больше думайте о том, какие чувства я испытываю, чем о том, как я себя веду. Часто мое поведение зависит от моего настроения.

• Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно в своих требованиях. Мне нужно знать границы дозволенного. Только предъявляйте такие требования, которые соответствуют моему возрасту и пониманию, тогда я смогу их выполнить.

• Не сравнивайте меня с кем бы то ни было. Я имею право быть другим, ведь я единственный такой на всей Земле, неповторимый. Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и непохожую на вас.

• Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Может быть, я просто хочу, чтобы вы обращали на меня больше внимания.

• Никогда не унижайте меня. Это больно ранит, мне кажется, что я самый плохой на свете и незачем делать что-то хорошее. Рушатся все мои надежды, и я не верю в себя. Как я смогу оправдать ваши ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить себя?

• Не делайте для меня того, что я могу сделать сам. Я буду чувствовать себя маленьким, не захочу вырастать и буду требовать, чтобы вы обслуживали меня. Не оберегайте меня от последствий моих поступков, мне необходимо учиться на собственном опыте. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте считать мои ошибки преступлениями. Никто не совершенен. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.

• Не обращайте слишком много внимания на мои плохие привычки. Излишнее внимание, а особенно запрет, только способствуют их закреплению. Лучше помогите мне осознать, в чем их ощутимый для меня вред.

• Не требуйте у меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю, зачем поступил так или иначе. Лучше помогите мне понять, почему я сделал плохо и чем мой поступок навредил мне и окружающим.

• Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о своих проблемах. Дарите мне каждый день хотя бы полчаса своей жизни, и пусть это время будет принадлежать только мне, ни о ком и ни о чем не думайте в это время, кроме меня. Тогда я буду твердо уверен в том, что вы меня любите и я вам нужен. Это самое главное для меня.

• Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: «Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!», «Из-за тебя в доме скандалы!», «Из-за тебя я не успеваю...» Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.

• Будьте со мною искренними, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, слушаете меня, делаете замечания… Если хвалите – хвалите искренне. Искренне радуйтесь. Когда вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое, я это вижу и испытываю неуверенность.

• Не хвалите и не ругайте меня за проявление чувств. Помогите мне осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый, что чувствовать не запрещается и не стыдно.

• Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Поговорите со мной наедине.

• Помните, что я вас люблю, и вы для меня самые главные люди на земле

Домашнее насилие происходит за закрытыми дверями, но оно, несомненно, является проблемой всего общества. Насилие в семье — наиболее распространенная форма насилия в отношении женщин. Согласно исследованиям, проведенным в ряде стран Всемирной организацией здравоохранения, до 70% женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому насилию со стороны своего интимного партнера или мужа. Многие женщины совершают грубую ошибку, когда после первого или второго семейного скандала, завершившегося рукоприкладством со стороны мужа-агрессора, не придают этому особого значения и не обращаются за помощью к специалистам. Помните: в 95% случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

    Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Где есть насилие в семье — нет семьи. Просим вас задуматься: а правильно ли живете вы?

Помните: мир без насилия начинается в вашем доме! Сделаем его безопасным вместе!

Бить или не бить?

    Насилие в нашей жизни сегодня настолько распространено, что мы перестаем его считать насилием. Оно имеет разные формы: от хамства до избиения. Добавим, что в СМИ представлен широкий спектр как телепередач, так и печатной продукции, насыщенной сюжетами насильственной тематикой. Однако, жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на развитие ребенка. Оно накладывает отпечаток на физическое, умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе.

    Насилие в семье – это реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому.

    Домашнее насилие происходит между близкими людьми. Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого.

    Родителям важно знать, что дети, подвергшиеся физической или психологической жестокости, часто сами становятся жестокими и агрессивными. Применение насилия, унижений, оскорблений, запугиваний приводит к педагогической запущенности, к нежеланию следовать общепринятым нормам, к возникновению конфликтов среди сверстников и взрослых.

Ненасильственные методы воспитания:

  1. Поддерживайте у ребенка веру в свои силы, укрепляйте самоуважение, создавайте условия для его самореализации.
  2. Внимательно выслушивайте сына или дочь, показывайте, что с их мнением считаются, его ценят.
  3. Честно говорите тетям о том, что испытываете (в том числе и о негативных эмоциях), но проявляйте свои чувства без агрессии, подчеркивая уважение к собеседнику.
  4. Никогда не допускайте действий, слов, оскорбительных для чувства собственного достоинства ребенка, не срывайте на нем злость.
  5. Обосновывайте свои требования не прибегая к запретам, запугиваниям, угроза

Источники:

  1. Детство без жестокости и насилия / авт.-сост. Е.А. Климкович, С.В. Дормаш. Минск: Красико-Принт, 2007. – 176.
  2. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – 5-е изд. – Мозырь : Содействие, 2010. – 224с.

Подготовила педагог-психолог Михолап О.В.

Как нужно действовать,

если Вы стали жертвой домашнего насилия.

Женщины часто страдают от домашнего насилия, однако в большинстве случаев

не знают, куда можно обратиться за помощью и что предпринять.

Важно понимать, что просить о помощи в трудную минуту–

это проявление не слабости,а силы духа.

Ваша семья в группе риска, если:

- имеет место злоупотребление алкоголем или наркомания;

- один из супругов постоянно подвергает другого необоснованной критике;

- случаются сцены ревности;

- все решения принимаются единолично;

- один из супругов демонстрирует агрессивное поведение.

Если Вы опасаетесь подвергнуться насилию:

1. Продумайте план действия в критической ситуации.

2. Договоритесь  соседями, чтобы они при необходимости вызвали милицию.

3. Спрячьте запасные ключи, чтобы быстро покинуть дом в случае опасности.

4. Оставьте в безопасном месте (в котором их не найдет агрессор) деньги, ценности, документы и вещи первой необходимости.

5. Договоритесь с друзьями о предоставлении временного убежища или обратитесь в органы внутренних дел о необходимости размещения Вас в «кризисной» комнате.

6. Запомните адреса и телефоны по которым вы можете экстренно позвонить в кризисной ситуации – они представлены в конце статьи.

7. Позаботьтесь о том, чтобы обидчик не смог вас найти.

Рекомендации по поведению в критической ситуации:

1. Не отвечайте на агрессию агрессией.

2. Старайтесь держать себя в руках, не кричать и не плакать.

3. Говорите с обидчиком спокойно и четко.

Если Вас избили дома:

1. Вызовите милицию и попросите забрать обидчика в отделение и напишите заявление.

2. Отправляйтесь в травмопункт снимать побои.

3. Успокоившись, принимайте решение о дальнейших действиях.

Что могут для Вас сделать сотрудники Центра социального обслуживания населения?

- выслушать и оказать моральную поддержку;

- оказать бесплатную психологическую и юридическую помощь;

- оказать содействие в решении вопросов в других учреждениях и организациях;

- предоставить временный приют в «кризисной» комнате.

Телефон горячей линии для пострадавших

от домашнего насилия: 8 801 100 8 801

Круглосуточная экстренная психологическая  помощь 80225 434024

Если вы находитесь в кризисной ситуации обращайтесь по телефонам:

72-73-77 – ТЦСОН Первомайского района г. Бобруйска;

 102  -дежурная часть УВД Бобруйского горисполкома

 Маркеры поведения ребенка, пережившего насилие

Поведенческий маркер

Проявление маркера в поведении

1.

Перемены в поведении и в повседневных привычках ребенка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми

Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать нервозным, боязливым. Может избегать контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. При сексуальной травматизации может наблюдаться несоответствующая возрасту сексуализация поведения (сексуальная агрессия, несоблюдение границ других людей, стигматизация и пр.).

2.

Регресс в поведении

Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить.

3.

Сверхбдительность или повышенная возбудимость

Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство.

4.

Стремление избегать всего, что связано с травмой

Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им.

5.

Нарушение доверия к окружающим людям

У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации.

6.

Наличие страхов

Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и другое.

7.

Депрессивные состояния и суицидальные мысли, попытки

Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное насилие, гораздо чаще возникают стойкие депрессивные переживания, мысли о смерти, суицидальные попытки.

8.

Агрессивность по отношению к другим

У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя.

9.

Склонность к аутодеструктивному поведению

Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и добровольно наказывают себя.

10.

Диссоциации

Ребенок как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального без­различия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко.

Источник:  официальный сайт государственного учреждения образования "Социально-педагогический центр Брестского района" 

Методики, помогающие при выявлении фактов насилия в отношении несовершеннолетних

Возраст несовершеннолетнего

Методы и методики

1

Дошкольный возраст

Метод наблюдения за деятельностью ребенка, проективные методики.

Наблюдение за соматическим состоянием ребенка

 Для того чтобы наблюдение за соматическим состоянием и поведением ребенка было информативным в плане распознавания возможных фактов насилия, специалист должен быть хорошо знаком с прямыми и косвенными индикаторами насилия и с симптомами ПТСР.

 В отличие от специального медицинского освидетельствования, наблюдение внешнего вида, осмотр лица, тела, одежды ребенка необходимо производить незаметно, либо под каким-либо предлогом без афиширования цели. По возможности, необходимо отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.), болевых зон, свидетельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний. В дальнейшем, когда контакт с ребенком установлен, важно выяснить, имеются ли нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшение памяти и внимания.

 На физиологическом уровне одними из самых характерных проявлений ПТСР являются: нарушение памяти и концентрации внимания, трудности с засыпанием, бессонница, ночные кошмары.   Кроме того, у детей могут быть: энурез, покраснения кожи, повышенное сердцебиение, гипервентиляция легких (одышка) и другие физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму (например, внезапная рвота как реакция на затронутую тему насилия или показанное действие в телевизионной передаче).

Анализ сновидений

 У маленьких детей сны носят символический характер. Опыт насилия отражается во сне ребенка через кошмарные сновидения, но «героями» сна чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто просыпаются и плачут.

Наблюдение за деятельностью ребенка

 Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. В связи с этим, игра может выступать и как способ распознавания травмы, и как способ ее проработки. Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок привносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В деятельности таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, со­бытиям, сюжетам.

 Последствия насилия могут проявляться и в продуктах деятельности ребенка: рисунках, сказках, рассказах.

Рассказ ребенка о факте насилия

 Рассказ ребенка о себе, своем опыте, своих чувствах, отношении к своему телу может быть прямым или скрытым, то есть косвенным источником информации о насилии. Иногда возникает вопрос: может ребенок своим рассказом ввести специалиста в заблуждение, сказав неправду о насильственных действиях в свой адрес со стороны взрослых, например, солгать о сексуальном злоупотреблении? На самом деле дети очень редко лгут о том, что над ними совершили насилие. Большинство из них смущены и боятся, многие не понимают, что произошло. Испытывая страх перед насильником, ребенок может преуменьшать природу и степень насилия, а также сомневаться в том, что ему кто-нибудь поверит. Исследования Н.К. Асановой подтверждают мнение о том, что в среднем ребенок должен рассказать 13 лицам, прежде чем один «ему поверит».

Анализ специальных психодиагностических материалов

 При выявлении случаев насилия в отношении детей дошкольного и младшего школьного возрастов наиболее эффективным считается использование проективных методик:-   «Свободный рисунок»,

  • Цветовой тест М. Люшера,
  • ЦТО (Цветовой тест отношений),
  • САТ,
  • «Неоконченные предложения»,
  • «Автопортрет»,
  • «Несуществующее животное»,
  • «Дом. Дерево. Человек»,
  • «Рисунок семьи»,
  • «Кинестетический рисунок семьи»,
  • «Нарисуй человека».

 При интерпретации рисунков и рассказов детей следует обращать внимание не только на общепризнанные сигналы проявления тревоги и конфликтов, но и на специфические детали. Более подробную ориентацию в специфических сигналах насилия дает «Шкала возможных показателей сексуального насилия в рисунках детей». Для более точной оценки ситуации данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

 Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому, после проведения скрининг-диагностики, при подозрении на случай совершенного или совершаемого насилия над несовершеннолетним, далее следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств случая.

 И. Г. Малкина-Пых перечисляет рекомендации, которых следует придерживаться при выявлении и распознавании случаев насилия в отношении детей:

  • не нужно спешить с выводами и опираться только на какой-то один метод при определении, имело ли место насилие;
  • не стоит задавать наводящие вопросы;
  • если возникают сомнения в правдивости слов ребенка, можно попросить его рассказать о каком-либо эпизоде поподробнее;
  • при обсуждении сложной темы фиксируйте происходящее посредством записей, аудио- или видео- технологий;
  • в сложных случаях консультируйтесь с другими специалистами.
     

Источник:  официальный сайт государственного учреждения образования "Социально-педагогический центр Брестского района" 

Телефон общенациональной горячей линии для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801(ежедневно с 8.00 до 20.00 часов)

  1. Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной

жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102. Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».

  1. Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). В штате большинства ТЦСОНов имеются высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения. Со списком территориальных центров социального обслуживания населения вы можете ознакомиться здесь. Кроме этого при некоторых ТЦСОН организована работа кризисных комнат и отделений, которые могут предоставить временный приют.
  2. Медицинские учреждения. Если Вы пострадали от физического

насилия, Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.

  1. Религиозные организации. Вы также можете обратиться за помощью

в религиозные организации, которые смогут выслушать Вас, дать совет и направить на путь решения проблемы.

  1. Общественные организации. В Республике Беларусь существует ряд

общественных организаций, которые могут оказать Вам психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», под насилием в семье понимаются умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:

  • умышленное причинение телесного повреждения (статья 10.1 КоАП)
  • оскорбление (статья 10.3 КоАП)
  • мелкое хулиганство (статья 19.1 КоАП)

В г. Минске действует Городской центр социального обслуживания семьи и детей, специалисты которого имеют большой опыт работы с пострадавшими от домашнего насилия. Консультации по семейным проблемам можно получить по теле­фону 8-017-247-32-32.

В г. Гомеле Городской центр социального обслуживания семьи и детей круглосуточно оказывает экстренную психологи­ческую помощь по телефону 170.

Учреждения здравоохранения оказывают первичную медицинскую помощь и организуют лечение, определяют характер телесных повреждений и фиксируют, где, каким образом и при каких обстоятельствах пострадавшие от насилия получили травмы.

Городской клинический детский психоневрологический диспансер

 г. Минска оказывает психологическую помощь детям - жертвам насилия и их родителям. Телефон регистратуры диспансера: 8-017-328-88-71.

Религиозные организации также оказывают помощь в ситуации домашнего насилия.

Сестричество в честь преподобной Ефросиньи Полоцкой в г. Лида оказывает социальную помощь женщинам (предоставление временного приюта), духовную и психологическую помощь. Телефоны сестричества: 8-029-151-95-22, 8-033-688-40-49.

Общественные объединения. В Республике Беларусь суще­ствует ряд общественных организаций, которые могут оказать психологическую, социальную, а иногда - и юридическую помощь в ситуации домашнего насилия.

Городское общественное объединение по предупреждению жестокого обращения с детьми«Дети - не для насилия» оказывает помощь и поддержку детям, пострадавшим от насилия, и их родителям. Телефон объединения: 8-017-283-13-26.

На базе Территориального центра социального обслуживания населения Первомайского района г. Минска

общественное объединение «Радислава» создало Службу помощи гражданам, пострадавшим от насилия. Контактный телефон: 8-017­280-28-11.

Борисовское женское социальное общественное объединение «Провинция» предлагает психологическую и правовую помощь женщинам и семьям. Телефон кризисной линии для женщин: 8-029-756-35-24.

Общественное объединение «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин»предлагает социальную, юридическую и психологическую помощь (пострадавшим от насилия и агрессору). Телефон объединения в г. Минске: 8-017-295­31-67. Номер телефона специалиста по социальной работе: 8-033­603-20-32 (с 9.00 до 18.00, суббота и воскресенье - выходные).

Международное общественное объединение «Гендерные перспективы», расположенное в Минске, оказывает юридическую и психологическую помощь (жертве и агрессору), предоставляет женщинам услуги социального сопровождения, обеспечивает им временное убежище и др. Номер телефона для пострадавших от домашнего насилия (общенациональная горячая линия): 8-801­100-8-801.

Номера телефонов для подростков и членов их семей, оказавшихся в ситуации насилия:

■   телефон для экстренного вызова милиции: 102;

■ телефон доверия МВД по вопросам домашнего насилия и жестокого обращения с детьми: 8-017-218-72-22;

■   горячая линия ГУВД Мингорисполкома: 8-017-229-40-01;

■  республиканская приемная Национальной комиссии по правам ребенка: г. Минск, ул. Кирова,16, каб. №1; тел.: 8-017-227-31-38;

■  телефон линии круглосуточной экстренной психологической помощи для детей и подростков:8-017­246-03-03 [17]

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.