Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!

СКОРО В ШКОЛУ

Дата: 6 июня 2019 в 23:56, Обновлено 12 мая в 15:37
Автор: ____ _. _.

Мотивационная готовность к школе детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только внешнего плана, но прежде всего внутреннего, дающих понять, как родителям свою исключительность. Это период перехода от одной ступени развития к другой.

Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика).

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями).

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Известно, что наиболее большие трудности для самих детей и взрослых связаны с нежеланием детей учиться. Заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Поэтому, мотивационная готовность дошкольников к школе является не менее важным аспектом психологической готовности, чем, например, интеллектуальная готовность. Мотивационная готовность к школе начинается, прежде всего, с любви ребёнка к себе и его веры в возможность быть лучше.

Самооценка – один из важнейших механизмов саморегуляции, позволяющий ребёнку преодолевать трудности.

Как поднять интерес и положительное отношение к школе? Прежде всего, выяснить, почему отсутствует интерес у детей к школе.

Во-первых: система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая – это адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.

Во-вторых: у ребёнка возможна негативная мотивация к школьному обучению.

В-третьих: у многих детей, которые посещают подготовительные курсы при школе, размыта грань между будущей и настоящей “субботней” школой.

Внутренняя позиция школьника, представляющая психологическую предпосылку к овладению учебной деятельностью формируется преимущественно внутри ведущей деятельности дошкольника , а именно в игровой деятельности.

Некорректные высказывания родителей о способностях или лучше сказать о неспособностях ребёнка, о его несостоятельности перед школой способствуют понижению самооценки. Нельзя ругать ребёнка за ошибки, неудачи, сравнивать с более успешными детьми. Надо шаг за шагом показывать ребёнку, что он уже умеет и что должен сделать, чтобы достичь больших успехов.

Рекомендации

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста и начинается задолго до поступления в школу. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогов и родителей.

  Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе родителям и педагогам важно учитывать следующие рекомендации:

  • Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  • Очень важно прививать ребенку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной самооценки. Для этого надо чаще хвалить ребенка на занятиях, не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
  • Развивайте в ребенке навыки общения: научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи.
  • Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, если ребенку весело учиться, он учится лучше.
  • Повторяйте упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.
  • Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
  • Поддерживайте будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
  • В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнения. Если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
  • Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
  • Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • Обсудите с детьми те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит.
  • Не запугивайте ребенка школой! Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании.

 Позитивная мотивация к обучению, её комплексное развитие - это условие дальнейшего успешного обучения. Ребёнок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребёнка как личности.

Родительское собрание "Будущий первоклассник". Рекомендации родителям по  подготовке детей к школе. - начальные классы, прочее

Что должен знать и уметь ребенок - Вишневский ясли-сад

Подготовка детей к школе. Ясли-сад № 80 г. Бобруйска

Советы психолога для родителей по подготовке детей к школе

Советы и рекомендации родителям. ГУО "УПК Милославичский детский сад -  средняя школа Климовичского района"

 Что должен знать шестилетний ребенок в соответствии с требованиями учебной программы

Консультация педагога-психолога "Психологическая готовность ребенка к школе"

Советы родителям "Скоро в школу" .

Тест "Скоро в школу!"

Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность

    Будущему школьнику необходимо умение внимательно вслу­шиваться в речь взрослого, понимать задание и четко действовать в соответствии с ним. Лучше всего для этого подходят игры под общим названием «Внимательно слушай и точно выполняй» (варианты этих игр разработаны и апробированы Т.И. Бабаевой) построенные по принципу графического диктанта.


1. Разнеси письма

      На доске прикрепляются изображения разных домиков, это — город. На каждом домике есть почтовый ящик с прорезью, куда опускаются письма. Задача — разнести письма точно по адресам.

     Ребенок получает от воспитателя (в роли ведущего,можетбыть и кто-то из старших членов семьи, если игра проводится дома) задание, куда отнести письмо: «Письмо ждут в домике с красной крышей, в два этажа и с голубой дверью». Инструкция дается только один раз и уже не повторяется. Об этом детей предупреж­дают заранее. Ребенок направляется к городу, начинает искать нужный домик и, найдя его, опускает письмо.
     Ведущий сопровождает действия ребенка словами: «Поч­тальон наш быстро шел, домик сразу он нашел», «Что-то долго он идет, домик нужный не найдет», «Почтальон совсем устал, в нуж­ный домик не попал. Кто из вас, друзья, пойдет, эти письма разне­сет?», «Чтобы адрес не забыть — его надо повторить».

   Задание все время варьируется с учетом возможностей детей: для одних инструкция сокращается, для других дается более раз­вернуто с большим количеством признаков.

    Задания могут быть достаточно трудными, когда нужно доста­вить письмо с неполным адресом, при этом перечисляются от­дельные малозаметные признаки, поиск адресата затрудняется. Например: «дом, в котором живет бабушка, которая любит голу­бей», — на окне дома, где живет бабушка, любящая голубей, сидят птицы, у крыльца дома голуби клюют корм; «дом, в котором ищут потерявшуюся собаку», — у дома, где ищут потерявшуюся собаку, стоит конура с оборванной веревкой и т.п. Таким образом, дети не только внимательно слушают задание и запоминают его, но и учатся рассуждать, анализировать, сопоставлять содержание за­дания с реально воспринимаемой ситуацией.

     Иногда в адресе только частично указываются приметы домика, а остальные при­меты не совпадают. Это повышает активность детей, возникают споры, обсуждения: в тот ли домик доставлено письмо, можно ли доставить письмо с неполным адресом адресату.


2. Приказ командира

   В игру можно играть вдвоем или группой в зависимости от размера игрового поля и решаемых задач.

   Содержание игры заключается в том, чтобы передвигать фи­гурку солдата по полю в соответствии с командой. Игровое поле представляет собой большой квадрат, расчерченный на клетки (10x10). Отдельные клетки окрашиваются в красный и синий цвет. На одной из неокрашенных клеток располагается фигурка солдата.

    В начале игры роль командира выполняет взрослый (когда дети освоят игру, взрослый передает свои функции командира кому-либо из них). Он вызывает дежурного солдата и отдает приказ, т.е. сообщает, как должна двигаться фигурка солдата по полю.

    Выслушав приказ, ребенок-солдат отвечает: «Есть» — и пов­торяет его вслух. Например: «Есть перейти на две клетки влево и затем на три клетки вниз».

    Если в результате передвижения фигурка солдата попадает на окрашенную клетку, то в зависимости от ее цвета ребенок либо получает задание от остальных участников игры и выполняет его, либо получает право сам давать задание любому участнику игры (загадать загадку, спеть, выполнить упражнение и т.д.).

       Иногда командир дает заведомо невыполнимое задание: на­пример, если ребенок передвинет фигурку на заданное количе­ство клеток, она выйдет за пределы поля. В процессе игры содер­жание команд может усложняться, могут быть введены дополни­тельные условия, например, солдат получает право не повторять приказ, а указать на любого ребенка, который должен повторить приказ. Все это способствует концентрации внимания на словес­ной инструкции, ребенок внимательно слушает взрослого, запо­минает, старается понять полученное задание и управлять своими действиями.


3. Графический диктант

    «Графический диктант» моделирует ситуацию школьного дик­танта: взрослый дает пошаговую инструкцию, диктует последова­тельность графических действий, а ребенок выполняет их в тетра­ди. Содержанием графических диктантов могут быть задания «Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточкам», рисование после­довательности условных знаков и т.п.

        Например, взрослый предлагает детям рисовать узор в тетра­ди: «Сейчас мы будем рисовать узор. Поставьте карандаш на красную точку (в тетрадях заранее проставляют необходимые для выполнения упражнения точки-ориентиры). Внимание! Проведи­те линию вверх на две клеточки. Не отрывайте карандаш от бума­ги. А теперь проведите линию вправо на одну клеточку, вниз на две клеточки, теперь вправо на одну клеточку..., а теперь продол­жите этот узор до конца строчки» (варианты графического диктанта можно найти в открытом доступе в сети интернет).

Развивающие игры для дошкольников:

Онлайн- тесты:

 1. Какой склад ума у ребенка?

2. Какой талант у вашего ребенка?

3Зависит ли ваш ребенок от Интернета?

4. Часто ли ребенок врет?

5. Состояние иммунитета ребенка

6Достаточно ли ребенку вашего внимания?

7. Какой стиль воспитания вам ближе?

8. Понимаете ли вы своего ребенка?

9. Тревожный ли ваш ребенок?

10. Насколько вы ответственный родитель? (оценка родительского мастерства)

11. Тип темперамента вашего ребенка

12. Готов ли ваш ребенок к школе?

13.Умеет ли ребенок дружить?​

14. Насколько мой ребенок самостоятелен?

Коррекционные сказки для школьной адаптации "Лесная школа"

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.