Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Новым годом!

Консультация "Психологическая готовность к школе"

Дата: 21 апреля 2020 в 09:44, Обновлено 14 октября 2021 в 22:14

Консультация педагога-психолога для родителей

«Психологическая готовность к школе»

      Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали, все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в крутых школах и гимназиях, но что это такое, толком никто не представляет.

     Вот с математикой или чтением все куда проще – читать и писать теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до пяти-шести лет ребенок этому не научился, то за год перед школой его с легкостью обучат этим премудростям в детском саду.

     Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься? Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем?

    Психологи обнаружили целых четыре вида психологической готовности к школе.

Личностно-социальная готовность.

       Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

      На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по разрешению конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.

       Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».

     У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

    «Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».

Эмоционально-волевая готовность

     «А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с родителями, порой получает глубокое разочарование от школы?

     Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на среднестатистического ученика. Но дело не только в этом.

     Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один дошкольник, если он, конечно, не супервундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

      Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

     Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время».

Интеллектуальная готовность.

     Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.

     Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.

     Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Мотивационная готовность. 

    К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

· к школе;

· учителю;

· к учебной деятельности;

· к самому себе.

    Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая своего ребенка, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка. Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

КОГДА РЕБЕНКА ОТДАВАТЬ В ШКОЛУ И КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ

На этот сложный вопрос существуют разные ответы. Кто-то однозначно решает отправить своего ребёнка, как только ему исполнится 6 лет. Более осторожные родители выбирают подождать со своими «весеннее-летними» детьми до 7 летнего возраста. И есть часть родителей, которая ищет совета, как правильно выбрать образовательный путь для их ребенка.

Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. На этапе приема ребенка в школу диагностируется уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе и его уже нельзя удерживать в детском саду.

Дошкольная зрелостьопределяется высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства:Известно,что в начальной школе успеваемость может быть достигнута ребенком при непосредственной поддержке родителей, учителя даже при посредственном интеллекте только за счет исполнительности, усидчивости, внимательности, и хорошей памяти. Но достаточно ли этого?

  • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • формирование приемов умственных действий: анализировать, сравнивать, обобщать, моделировать, конструировать;
  • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения;
  • развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
  • развитие умений общения со взрослыми, сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;
  • развитие умений говорения, слушания, чтения;
  • обогащение активного, пассивного словаря; развитие связной речи;
  • гармоничное физическое развитие, здоровье.

Следовательно,ребенок который готовк школе должен быть зрелым в интеллектуальном, социальном и эмоциональном отношениях.

МОЖНО РАЗБИТЬ ДЕТЕЙ ПО ИХ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

НА ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ:

К первой группе относятся дети психологически готовые к школе, так как согласно обследованию по всем параметрам, они проходят на высокий и средний уровни развития, но имеют отклонения в соматическом и нервно – психическом здоровье.

Противопоказанием к поступлению в школу являются медицинские данные, указывающие на ослабленное состояние здоровья, наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа; органов пищеварения; сердечно-сосудистой системы; дыхательных путей; нарушение опорно-двигательного аппарата; наличие признаков нервозности.

Типичными проявлениями могут быть: высокая утомляемость ребенка, пониженная активность, тревожность, раздражительность, чрезмерная невнимательность, неусидчивость, расторможенность или, напротив, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость. Головные боли, плохой аппетит, тошнота, беспричинный подъем температуры, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, аллергические реакции, недержание мочи, кала, нарушение сна, страх темноты, частая заболеваемость (более четырех раз в году).

В этом случае решающим является заключение врача, беседа с медицинским работником детского сада.

Ко второй группе относятся дети, физически здоровые, но уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе у которых недостаточный.

Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, недостаточная организованность, ответственность ребенка, неумение общаться, ограниченность кругозора, низкий уровень развития речи, низкая познавательная активность.

Вы, родители можете за этим понаблюдать и сами в свободном общении и во время игр с ребенком.

Если у вашего ребенка отсутствует интерес к учебным занятиям, и он отдает предпочтение игровой деятельности;

Если у него не получается нормального взаимодействия со сверстниками: его постоянно обижают, он беззащитен, замкнут, чрезмерно застенчив или наоборот, сам является источником конфликтов, все делает наоборот и назло, не способен к сотрудничеству;

Если ребенок неорганизован, не умеет вести себя в группе, соотносить свои действия с действиями других детей, легко забывает о поручениях, не переживает по поводу того, что не выполняет обещанного;

Если ребенок мало задает вопросов;

Если вы видите заметные затруднения в речевой деятельности: бедность языковых форм, произносит лишь отдельные слова, почти не используя в своей речи языковые формы, испытывает большие трудности при рассказе по картинке, при характеристике объекта, явления.

К третьей группе относятся дети, у которых не сформированы психологические и психофизиологические предпосылки к обучению.

Не достаточно сформированы интеллектуальные умения: смотреть и слушать, воспринимать и логически перерабатывать информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать.

Например, если прочтения текста или просмотра изображения ребенок не может дать адекватного названия, правильно ответить на вопросы, о чем рассказывается. Передает содержание увиденного, услышанного с искажением существенных связей и зависимостей. Плохо разгадывает загадки, понимает смысл простых пословиц.

Недоразвитие произвольного внимания,слабая произвольная деятельность проявляется в неумении сосредоточиться при выполнении учебных и игровых заданий, удержать поставленную задачу, довести ее до конца, самостоятельно найти и исправить ошибки.

Недостаточный уровень развития мелких мышц руки можно проследить в трудностях работы руками, с карандашом, ножницами, пластилином и, как следствие этого, плохое качество рисунков, поделок ребенка.

Низкий уровень фонематического слуха проявляется в неправильной речи, искажении при воспроизведении простой мелодии, прохлопанного ритма.

К четвертой группе относятся дети, готовые к обучению в школе с шести лет по всем трем параметрам: физического здоровья, социальной и психологической готовности.

Поступление в школу – особый, очень важный этап в жизни ребенка и, к сожалению, небезразличен для здоровья детей. В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих чад в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.

С переходом школы на обучение с шести лет появилось много новых проблем психологической готовности к школьному обучению. Возникла она в связи с тем, что при обучении шестилетних детей педагоги столкнулись с новыми трудностями, обусловленными закономерностями психического развития детей в этом возрасте. Кроме того, если в школу приходит не подготовленный ребенок-шестилетка, то обучение представляет для него серьезную нагрузку, которая с точки зрения медиков и физиологов может нежелательно отразиться на его здоровье. Медики бьют тревогу. По их данным, многие из тех детей, кто усердно старается освоить начальную грамоту, расплачивается своим здоровьем. Вызывает беспокойство не только рост соматических заболеваний, часто переходящих в хроническую форму, встает проблема психического здоровья детей.

При поступлении в 1 класс число детей, имеющих функциональные отклонения и заболевания, составляющих группу риска, значительно увеличилось. Адаптация первоклассников к учебной нагрузке протекает сложно, отклонения в состоянии здоровья усугубляют трудность их обучения в школе. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, умственной работоспособности свидетельствуют об утомлении школьников всех возрастных групп в динамике учебного года. За учебный год некоторые дети переходят из первой-второй группы во вторую- третью группу здоровья. Большинство школьников предъявляют жалобы на повышенную утомляемость, сонливость, головные боли, головокружения, кровотечения из носа, боли в сердце, живота. Хочется заострить внимание на том факте, что неготовность ребенка к обучению как раз и приводит к различным типам школьной дезадаптации, что может проявиться от нежелания ходить в школу до устойчивой неуспеваемости, от невнимательности на уроках и до конфликтов с учителем.  Проблема может исчезнуть, сама собой, если правильно определить школьную зрелость и принимать в класс только тех, кто ее достиг. Дети, психическое развитие которых соответствует параметрам дошкольной зрелости, успешно адаптируются к школе и усваивают учебные знания и навыки.

Затрудненная адаптация, ситуация хронического стресса может быть прогнозирована заранее.

Обследовать на должном уровне на собеседовании при приеме в школу, практически невозможно. Только углубленная индивидуальная психолого - педагогическая оценка может определить уровень готовности, поэтому «входная» школьная диагностика проводится в рамках детского сада дошкольным психологом. Она выявляет, насколько полноценно прожит ребенком предыдущий этап развития. Во время оценки дошкольной зрелости можно получить надежную информацию об индивидуальных особенностях ребенка и рекомендации о том, как в соответствии с ними построить обучение.

Родителям, которые со всей присущей им настойчивостью пытаются «запихнуть» в школу, мотивируя это необходимостью развивать ребенка, и не осознавая реальных возможностей своего малыша, необходимо понять неготовность ребенка, несоответствие его тем стандартам, которые предъявляет (и имеет право предъявлять) школа к первокласснику. Тем более если речь идет о специализированной школе с углубленным изучением, какого- либо предмета, лицее или гимназии. В любом случае в дальнейшем ребенок должен будет пройти углубленное обследование и оценку своих возможностей.

Например, согласно письму Минобразования РБ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», у школы есть возможность отказать в приеме в первый класс детям, которым на 1 сентября текущего года  не исполнилось 6 лет 6 месяцев, имеющим проблемы в развитии.

Необходимо серьезно отнестись к рекомендациям врачей при оформлении медицинской карты. Поговорить с наблюдающим ребенка педиатром и психоневрологом, логопедом, медицинским психологом.

Заранее будет полезным встретиться с психологом детского сада или обратиться за помощью в психологический центр, к школьному психологу.

Одним из осложняющих адаптацию ребенка факторов может быть наличие переживаний, тревожности, конфликтности в восприятии внутрисемейных отношений. Поэтому, дорогие родители, отложите свои разводы и внутрисемейные разборки, не осложняйте и без того напряженный жизненный этап вашего ребенка.

Отдельно хотелось бы затронуть тему леворуких детей и их проблемы, связанные с   поступлением и адаптацией в первом классе.

Подготовка руки дошкольника к письму

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего, научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве. Умение различать правую и левую стороны - важная предпосылка для многих видов деятельности в процессе обучения. Для этого педагогу нужно:

1. Научить показывать правую и левую руку.

2. Поднимать поочередно правую и левую руку. Учить брать предметы правой и левой рукой.

3. Учить различать другие парные части тела. Далее необходимо переходить к формированию ориентировки в окружающем пространстве:

а) определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку;

б) определение пространственного соотношения между несколькими предметами.

В ходе реализации данного направления работы можно использовать:

— книжки-раскраски (лучше использовать цветные карандаши);

— копирование картинок на прозрачную бумагу;

— рисование и копирование узоров и орнаментов;

— занятия с пластилином и глиной;

— выполнение аппликаций отщипыванием;

— нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок;

— самомассаж рук;

1) подушечки четырех пальцев правой руки установить у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещать кожу к лучезапястному суставу. Проделать то же с другой рукой.

2) кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитировать «пиление» по всем направлениям тыльной стороны правой ладони. Проделать то же с другой рукой.

3) кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Правой рукой сделать массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой.

4) костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой.

5) фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Проделать то же с другой рукой.

6) самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делать хватательные движения на пальцах левой руки. Проделать то же с другой рукой.

7) движения как при растирании замерзших рук.

8) подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки.

Массируйте спиралевидными д

ТЕСТ "Готов ли ребенок к школе"

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назватьоднимсловом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать — если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

     Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, — в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе.

Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

  • Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
  • Их длительность не должна превышать 35 минут.
  • Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
  • Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер-«мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.