Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР

Мастер-класс «Играем пальчиками – развиваем речь»

Дата: 15 мая в 12:05

Мастер-класс «Играем пальчиками – развиваем речь»

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. Сухомлинский

Цель мастер – класса:

Повышение компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи

2.Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а так же с этапами разучивания пальчиковых игр.

Ход мастер-класса

Логопед:  Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования различных  пальчиковых игр.

Сначала я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры, что они развивают? (ответы) .

Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Но каким же образом развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи? 

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение  организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.

Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Заряд положительных эмоций — это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.

Вам известно, что мелкая моторика развивается во время рисования, лепки, аппликации, конструирования, ручного труда. Также важно использовать такие виды работ, как штриховка, шнуровки, мозаика, графические диктанты, палочки Кюизенера и т.д. 

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп.

Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, а вы в них поиграете. 

Виды пальчиковых игр:

  1. Пальчиковые игры с предметами
  2. Активные игры со стихотворным сопровождением
  3. Игры манипуляции
  4. Пальчиковые игры на основе сказок
  5. Пальчиковые кинезиологические игры
  6. Пальчиковые игры с элементами самомассажа
  7. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением

Так как в последнее время значительно возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми мы их рассмотрим более подробно.

  1. Самомассаж кистей рук (шестигранный карандаш, грецкие орехи, массажные мячики, шишки, массажный шарик Су-Джок)
  2. Пальчиковые игры с бельевыми прищепками.
  3. Игры с платочками.
  4. Игры с бигуди.
  5. Игры с разнообразными резиночками.
  6. Игры со щётками.
  7. Игры аппликаторами Кузнецова или Ляпко.
  8. Игры с бусами и шерстяной ниткой.
  9. Игры со спичками и счетными палочками.
  10.  Игры с эспандерами.
  11.  Игры с решетками.
  12.  Игры с песком.
  13.  Игры с шариками Марблс и аквагрунтом.
  14.  Игры с бросовым материалом.
  15. Пальчиковые кинезиологические игры

  1. Самомассаж  можно сопровождать стишками или использовать музыкальное сопровождение.

 Упражнение с шестигранным карандашом.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем.

Самомассаж.

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

Упражнение с массажным мячиком.

Мой весёлый круглый мяч,

Щеки круглые не прячь.

Я тебя поймаю,

В ручках покатаю. (Мячик катают в руках).

  1. Пальчиковые игры с бельевыми прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» пальчики:

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!»

  1. Игры с платочками.

У меня живёт Проглот                   

Весь платок он скушал, вот

Сразу стало у Проглота

Брюхо как у бегемота.  ( Берём платочек за два уголка, пальцами обеих рук собираем платочек  в обе ладони).

  1. Игры с бигуди.

Трудно ролик мне вести

Прямо по дорожке,

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

  1. Игры с разнообразными резиночками.

Надевают поочерёдно на каждый пальчик .

Тигр, жираф,

Огромный слон,

Зебра, пума и бизон,

Два шакала, бегемот –

Он стоит разинув рот,

А над ними – царь зверей.

Назови его скорей.  ( Назвав льва, дети сжимают пальцы в кулак).

  1. Игры со щётками.

Зубной щеткой растирают подушечки пальцев.

  1.  Игры аппликаторами Кузнецова или Ляпко.

«Прижимающий» самомассаж подушечек пальцев с использованием «колючего» коврика Ляпко.

Шел медведь к своей берлоге.

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил» -

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец

  1.  Игры с бусами и шерстяной ниткой.
  2.  Игры с спичками и счетными палочками

              - Ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними…

- Строим «сруб» из спичек. Чем он выше и ровнее, тем лучше.

- Выкладывание фигуры из счетных палочек по образцу, по представлению.

  1. Игры с решетками

Игра с решеткой для раковины «Гном».

Шел по лесу добрый гном

С разноцветным колпачком.

Шел и песню напевал,

И вразвалочку шагал.

Н. Нищева

Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.

  1.    Игры с песком. (пескотерапия)
  2.    Игры с шариками Марблс и аквагрунтом (выкладывание узора)

  1.  Игры с бросовым материалом.

- Игры с пробками

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно пробовать двумя руками одновременно.

  1. Пальчиковые кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга». Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

А сейчас я предлагаю проиграть вместе несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем,  по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки. 

Вывод. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длинный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и не равномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют  развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и использовать их в работе с детьми дошкольного возраста.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Заключительная часть.

Уважаемые родители! Большое спасибо, что вы приняли  активное участие. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените  полученные знания со своими детьми.

Список использованной литературы.

  1. Анищенко. Е.С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.
  2. Узорова.О.В, Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика /О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М.:Астрель, 2004 г.
  3. Поваляева. М.А “Справочник логопеда” Р.на Д. – 2003 г.
  4. Цвынтарный. В “Играем пальчиками и развиваем речь” / Цвынтарный. В СПб.: Лань, 1996 г.
  5. Петербургский научно-практический журнал “Дошкольная педагогика” № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.
  6. Рыжанкова Е.Н. “Пальцы развиваем, буквы составляем” М.: Сфера, 2009.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.