Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!

Советы учителя-дефектолога

Дата: 7 июня 2019 в 00:53, Обновлено 23 сентября в 15:17
Автор: ____ _. _.

 Развитие речи ребёнка и его ознакомление с окружающим миром

 Причины и признаки нарушений речи

Как относиться к речевым ошибкам детей

10 советов дефектолога

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного мозга. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это становится привычкой. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, которые довольно сложно правильно формировать, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, а затем научиться контролировать свою речь и речь окружающих.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность  двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.

Другим важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является  недоразвитие фонематического слуха у ребенка. При этом ребенку трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, свистящие и шипящие. Например, вместо слова гусь, ребенок говорит кусь, вместо слова шапка – сапка и т.д. Развитие правильного звукопроизношение идет очень медленно и иногда может привести к затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает затруднения при письме и чтении.

Как уже было выше сказано, к 4 годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.

Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.

В  пункт коррекционно-педагогической помощи зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с  дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
  • НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР:

  • один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
  • сложные звуки заменяются простыми;
  • наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

  • Формирование произносительных навыков;
  • Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
  • Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
  • Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
  • Развитие связной речи путем работы с рассказом,  пересказом;
  • Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности  его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка:

  • ​Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;
  • Выполнять назначения невролога;
  • Способствовать развитию двигательной сферы  ребенка;
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных  игр, лото.

Дизартрия  это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. 
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей - дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. 
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • выполнять все рекомендации логопеда;
  • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • выполнять с ребенком домашние задания;
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить  на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

  • ошибки на письме и при чтении;
  • снижение самооценки;
  • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками

Консультация для законных представителей несовершеннолетних детей

Игры и упражнения для развития речи детей младшего возраста

Занятия проводятся ежедневно, по 3-5 мин или до тех пор, пока у ребенка сохраняется интерес. При первых признаках утомления занятие прекращается, или происходит смена деятельности.

1.Игры на формирование длительного целенаправленного выдоха (речевого дыхания)

«Фокусники»

вам понадобятся: вата, трубочки для коктейля.

- Я покажу тебе фокус.

Вата ложиться на трубочку. Дуть в трубочку так, чтобы вата взлетела.

-Сделай так же.

«Мыльные пузыри»

-Давай, кто больше выдует пузырей!

«Бурбалки»

Дуть через трубочку в стаканчик с водой пуская  «бурбалки».

2.Развитие артикуляционной мускулатуры.

-Для укрепления жевательной и речевой  мускулатуры необходима пища, которая требует откусывания, обгрызания, пережевывания: яблоко, морковь (не пюре), отварное мясо и т.п..

-Полезно облизывать тарелку, ложку .

-Артикуляционная гимнастика (проводится в игре совместно со взрослым) Упражнения выполняются единично или комплексом в зависимости от желания ребенка.

«У кого язык длиннее?»                                                                                                    Проводится как соревнование : язык тянется к подбородку, а затем к носу.

«Часики»                                                                                                                                             -Смотри, как я умею! (открыть рот, улыбнуться, острым кончиком языка дотрагиваться по очереди до углов рта).                                                                                            -А ты так можешь?

«Вкусное варенье»                                                                                                                          -Что это у тебя на губках, а ну-ка оближи вот так (кончиком языка облизать губы по кругу.)

3.Развитие слухового внимания

«Чей голосок?»

Предварительно послушать как звучат разные предметы (стук ложечки о стакан,  шуршит салфетка, соль в солонке и др. что под рукой)

-Закрой глаза, я пошумлю, а ты отгадаешь ,что звучало.

Потом взрослый с ребенком меняются ролями.

4.Речевые игры (потешки, пальчиковые игры, игры-пантомимы)

Слова заучиваются с опорой на выполняемые движения, что способствует четкости проговаривания слов  и уточнению их смысла.

Консультация для законных представителей несовершеннолетних

Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребенка.

Подготовила учитель-дефектолог Дайнеко Т.Н.

Ловкость рук тесно связана с ясностью ума, «отвечающие» за них зоны мозга расположены рядом, стимулируя моторную зону активизируют также память, мышление, способность к концентрации и другие когнитивные способности.

Развивать общую и мелкую моторику ребенка необходимо с самого раннего возраста. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовать разнообразную игровую деятельность -  дети не справляются даже с простыми игровыми заданиями, затрудняет самообслуживание – сложно застегнуть пуговицы,  завязать шнурки,  выраженные трудности при выполнении учебных заданий.

У детей с нарушением речи практически всегда наблюдается и недостаточность пальцевой моторики. Развить пальчиковую моторику помогают пальчиковые игры. Пальчиковые игры, совершенствуя движения рук, стимулируют психические процессы, произвольное внимание, логическое мышление, слуховое восприятие, речь. На ладонях находятся биологически активные точки, воздействием на которые можно регулировать работу внутренних органов и систем. так массируя мизинец стимулируют сердце, безымянный палец отвечает за печень, средний за кишечник, указательный палец –желудок, растирая большой палец активизируют работу мозга.

Гимнастика бывает пассивная и активная. Пассивная гимнастика (массаж, растирание, вибрация) рекомендуются как предварительный этап для детей с низким уровнем мелкой моторики , например совсем маленьких(например игра «Дай ладошечку, моя крошечка»).

Постепенно ребенок знакомится с ладонью выполняет простые движения, похлопывание, поглаживание, прятанье рук за спину.

Детей в возрасте 2-3 лет учат выполнять энергичные движения кистями рук («месим тесто», «забиваем гвоздик»), делать простые фигуры из пальцев («зайку», «козу»).

Дети 3-4 лет могут играть в игры, показывая сценки с участием двух рук. При этом у каждой руки может быть свое движение:

«Вижу е козочки острые рожки» (левая рука делает «козу),

Я убегу от нее по дорожке (правая рука «бежит» указательным и средним пальцами)»

В 4-5 лет дети могут показывать небольшие сказки и рассказы с участием двух рук.

Играют в игры с совмещением пальцев обоих рук.

 Изображают в играх разные фигурки двумя руками одновременно

Дети 5-7 лет рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. совмещают пальцы одной руки, и двух рук поочередно.

Таким образом, мелкая моторика является одновременно и показателем развития ребенка, и способствует его развитию.

ь ,что звучало.

Потом взрослый с ребенком меняются ролями.

4.Речевые игры (потешки, пальчиковые игры, игры-пантомимы)

Слова заучиваются с опорой на выполняемые движения, что способствует четкости проговаривания слов  и уточнению их смысла.

Консультация для законных представителей несовершеннолетних

Речевые игры по дороге домой.

Подготовила учитель-дефектолог Дайнеко Т.Н.

Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома. Сделать игры веселее, познавательнее можно, если «водить» вы будете по очереди.

«Отгадай предмет по его частям»

Кузов, кабина, руль, фары, дверцы. (машина)

Ствол, ветки, сучья, листья. (дерево)

Мотор, крылья, кабина, иллюминатор. (самолет)

 Глаза, нос, щеки, брови, рот. (лицо) и т. п.

«Назови лишнее слово»

Кукла, юла, песок, ведерко, мяч.

Пальто, шапка, шарф, сапоги.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, громкий, смелый, отважный.

Приехал, прибыл, прискакал, убежал.

Думать, ехать, размышлять, соображать.

«Скажи наоборот»

Огонь горячий, а лед …

Конфета сладкая, а лук …

Река широкая, а ручеек …

Днем светло, а ночью …

«Исправь ошибку»

-Пол бежал по кошке.

-Жук нашел Сашу.

-Компот сварил маму

«Что бывает?»

«-Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а что еще?» и подождите, пока ребенок придумает свой ответ.

Или так: -Что бывает круглое? (острое, жидкое, соленое)

«Что для чего?»

Хлеб – в хлебнице

Сухари – ( в сухарнице)

Салат – ( в салатнице)

Масло- (в масленке) и т.п.

«Один – много»

Машина – машины, птица –(птицы), конфета –(конфеты) и т. п.

«Какой, какая?»

-Лиса какая? (хитрая, рыжая, дикая, хищная)

-Заяц какой?(быстрый, трусливый, зимой белый, летом серый)

-Шкаф какой? (большой, раздвижной, деревянный, зеркальный)

Играть и заниматься можно и нужно не только за столом дома, но и по пути в детский сад и домой. Дети увлеченные замыслом игры не замечают того что учатся, с интересом преодолевают трудности, увлеченно ищут ответ.

Консультация для законных представителей несовершеннолетних

Как развивать слоговую структуру слова у детей.

Подготовила учитель-дефектолог Дайнеко Т.Н.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова: ребенку сложно произносить слова сложного слогового ряда, нарушается порядок слогов в слове, пропускаются или добавляются звуки.

Данное отклонение может проявляться следующим образом:

-Нарушение количества слогов в слове

-Перестановка слогов и звуков

-Искажение слога

-Повторение слогов и другое.

Нарушение слоговой структуры может сохраняться очень долго, что мешает полноценному развитию личности ребенка сказываясь на учебной деятельности (нарушение чтения и письма) и общении.

Формированию слоговой структуры слова способствует развитие чувства ритма – можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, речевым и музыкальным сопровождением. Учить произносить слова разного слогового состава – сначала отраженно, затем самостоятельно.

В логопедической практике используются разные упражнения по развитию слоговой структуры слова. Попробуйте и Вы пограть так с ребенком.

«Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: шумовые и музыкальные инструменты, карточки с цифрами, кубики с точками.

Ход игры (варианты)

1.Ребенок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз сколько точек на кубике, цифр на карточке

2. Произнеси звук «А» (О, С,Р и др.) сколько раз я хлопну в ладоши (точек на кубике, цифр на карточке)

3. Сосчитай количество слогов которые я скажу.

«Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Отстучать ритм названного слова (карандашом, мячом, ладошками)

«Назови правильно»

Взрослый произносит слова неправильно, ребенок исправляет.

«Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.

Ребенок объясняет различия между словами.

Слова: кот, кошка, котенок;  дом, домик, домище.

Коррекция выраженного нарушения слоговой структуры слова – задача логопеда, но занимаясь с ребенком самостоятельно ( в свободное время, по пути домой, во время поездки на транспорте, или ожидания в очереди) вы можете сделать работу специалиста более эффективной, или самостоятельно скорректировать незначительные отклонения, обогатить словарный запас, привить интерес к изучению языка.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.