Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Новым годом!

Советы психолога

Дата: 28 марта 2019 в 17:36, Обновлено 14 октября 2021 в 22:15

У Вас есть проблемы в воспитании ваших детей? Надеемся, что представленные здесь сказки помогут Вам найти выход из самых сложных ситуаций.

СКАЗКИ ДЛЯ БОЯЗЛИВЫХ ДЕТЕЙ

СКАЗКИ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ 

СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ КАПРИЗОВ

СКАЗКОТЕРАПИЯ ПОТЕРЬ

 СКАЗКОТЕРАПИЯ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ С ФИЗИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ

 СКАЗКОТЕРАПИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как вести себя с ребенком в период адаптации к детскому саду»

Адаптация-это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  • Возраст
  • Состояние здоровья
  • Уровень развития
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми
  • Сформированность предметной и игровой деятельности
  • Приближенность домашнего режима
  • К режиму детского сада

Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада

  • Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада
  • Наличие у ребенка своеобразных привычек
  • Неумение занять себя игрушкой
  • Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
  • Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к саду

  • Расширять круг общения ребенка
  • Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия с игрушками
  • Развивать подражательность в действиях
  • Учить обращаться к другому человеку делиться игрушками, жалеть плачущего
  • Приучать к самообслуживанию

Что делать если ребенок начал ходить в детский сад

  • Установите тесный контакт с работниками детского сада
  • Приучайте ребенка к детскому саду постепенно
  • Не оставляйте ребенка в саду более чаем на 8 часов
  • Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка
  • Поддерживайте дома спокойную обстановку
  • Не перегружайте ребенка
  • Будьте внимательны к ребенку, заботливы, терпеливы

Что делать если ребенок плачет при расставании с родителями

  • Рассказывайте, что ждет ребенка в детском саду
  • Дайте ребенку с собой любимую игрушку
  • Будьте внимательны к ребенку, проявляйте заботу
  • После детского сада прогуляйтесь с ребенком в парке
  • Будьте терпеливы

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к детскому саду»

Уважаемые родители!

         Ваш ребенок скоро в первый раз переступит порог детского сада. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни прошел как можно мягче. Для этого нам нужна Ваша помощь! Чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.

     Что такое адаптация? Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

 У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.

К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела;
  • изменения характера стула;
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, малыш может вернуться к соске, его речь затормаживается и др.)

      Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности навыков самообслуживания и т.д

 Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:  

до 1 месяца – лёгкая адаптация;

до 2 месяцев – адаптация средней тяжести;

от 2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.

     

 При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется: появляется аппетит, налаживается сон, речь может затормаживаться, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  1. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста поразному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

       Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

       Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного образования.

       В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с  малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о Вашем ребенке, рассказывайте больше.

     Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как можно более безболезненно. Для этогоВам необходимопсихологически готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.

Что же для этого нужно?

  1.  Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
  2. Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.
  3. Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!
  4. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
  5. Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.
  6. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде. Например: «Жила-была девочка (мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в детский сад. Детский сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают, гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно кататься на горке, качелях, помнишь, как мы с тобой! Ты у нас большая и скоро пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравиться».
  7.  Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты - в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!

       Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день Вы приводите ребёнка на несколько часов; во второй день - до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.

       Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.

    Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям детского сада. Если вам нужна квалифицированная помощь, педагог - психолог детского сада всегда ждёт вас!  

Советы родителям при адаптации:

Надо:

-Настраивать ребенка на мажорный лад,Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

-Не оставлять его в детском саду на целый день, как можно раньше забирать домой.

-Создать для него в семье спокойный, бесконфликтный климат.

-Щадить его ослабленную нервную систему.

-На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

-Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

-Не кутать своего ребенка, а одевать так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

-Создать для него в выходные дни режим такой же, как и в детском саду.

-При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу

Не надо:

-В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.

-«Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать его домой.

-Мешать его контактам с детьми в группе.

-Не уменьшать, а увеличивать его нагрузку на нервную систему.

-Водить ребенка в многолюдные и шумные места

-Все время кутать, одевать не по сезону.

-Конфликтовать с ним дома. Наказывать за детские капризы.

-Обсуждать в присутствии ребенка проблемы связанные с детским садом.

АДАПТАЦИЯ ДЛЯ МАМЫ

От настроя родителей, а в большей степени, от мамы зависит как пройдет адаптация к садику вашего ребенка.

  1. Необходимо настроиться на позитивный лад: не паникуем и не обсуждаем при ребенке «как же он там будет».
  2. Если мама будет нервничать, то это состояние передастся ребенку.
  3. Если мама верит в то, что ее малышу будет хорошо в саду, то и малыш в это тоже поверит.
  4. Не запугивайте ребенка детским садом! Не говорите, что вы отдадите ребенка к чужой тете и т.д.
  5. Можно разрешить ребенку взять в сад одну любимую игрушку, это своего рода талисман из дома, так малышу будет легче, тем более во время дневного сна.
  6. Во время адаптации постарайтесь устраивать один выходной посреди недели.
  7. Проводите как можно больше времени со своим малышом (читайте книги, играйте, рисуйте, гуляйте).
  8. При расставании в саду делайте все БЫСТРО! Поцеловали и ушли! Не стойте и не волнуйтесь! Ничего не ждите. Если малыш заплачет, его утешит воспитатель. Поверьте, так лучше, это надо переждать!
  9. На время адаптации возьмите отпуск, т.к. первое время необходимо будет водить и забирать ребенку по другому графику, как скажет воспитатель.
  10. Всегда спрашивайте у ребенка как прошел его день в саду. С кем он играл, что делал, что кушал и т.д.

Кому адаптироваться легче?

Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько
месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что
родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с
игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.

Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смогпообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом). Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, нипредрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".

Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в
небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточнит заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам. И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Чем могут помочь родители?

В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях
и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.
       Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его
присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
     В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать
ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что
существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться",
значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком
поздно ложится вечером.
Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас
столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
     Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной
системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
    Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую
мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
     Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как
маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и
немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями.
"Проиграйте" эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно, все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Игры с детьми в адаптационный период

 Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть во взрослом доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает наосновесовместных действиях сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всего выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Игры - развлечения

          Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший (-ая)!" Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает:"Какой ко мне хороший (-ая) (имя ребенка) пришел (-шла)!" Игра повторяется.

       Солнечные зайчики

Материал. Маленькое зеркальце.                                                                                             

Ход игры. Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе!

По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

                Покружимся

     Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Взрослый берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также   покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

 Я кружусь, кружусь, кружусь,

 А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь.

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И еще остановлюсь!

                Прячем мишку

Ход игры. Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: "Где мишка?", ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

                Хоровод с куклой

(проводится с двумя-тремя детьми)

Материал. Кукла средних размеров.

 Ход игры. Взрослый приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.

Адаптация к детскому саду: как прекратить череду болезней

Считается, что болезни – это неотъемлемая часть процесса адаптации к детскому саду. Кажется, что детским ОРВИ и ОРЗ нет конца и края. Можно ли выйти из замкнутого круга?

Детей, которые, начиная посещать детский сад, без конца болеют, большинство, практически 80%. Причин этому две:

  • новый образ жизни. До сада малыш ел и спал, когда хотел, как такового графика прогулок у него не существовало. В садике же существуют определенные правила. Поэтому малыш, ощущая на себе давление нового для себя распорядка жизни, находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, которое сказывается и на его физическом состоянии. Особенно это касается иммунной системы, потому что в этом случае часть ее защитных сил уходит на адаптацию к новым условиям существования. Соответственно, защитных сил против инфекций становится меньше, иммунитет снижается, а восприимчивость к новым вирусам и бактериям увеличивается.
  • новые виды микроорганизмов. Ребенок попадает в коллектив (как правило, это больше десятка человек), и его организм сталкивается с новыми, незнакомыми вирусами и бактериями, с которыми приходят в группу другие дети. Поэтому при новом контакте происходит заражение. Хорошая новость состоит в том, что если в группу в течение, скажем, полугода не приводят новых детей, все дети, «поменявшись» вирусами и переболев, как правило, болеть перестают. А бывает так, что в группу приводят нового ребенка, который может быть вполне здоров, но на следующий день несколько детей заболевает. Это потому, что ребенок принес в группу вирусы, с которыми дети в садике еще не встречались.

Считается, что пока ребенок не переболеет нужное количество времени и нужным количеством болезней и не наработает свой иммунитет, череду заболеваний остановить очень сложно. При этом совсем не водить малыша в садик далеко не всегда может быть выходом. Такой ребенок, придя в школу, весь процесс адаптации будет проходить в первом классе. Может быть, в 6-7 лет этот процесс будет не таким длительным, как в 3 года, в связи с большей зрелостью иммунной системы, но без него обойтись не удастся. Если полная адаптация к коллективу для дошкольников составляет в среднем 2-3 года, то для школьников хватает одного года, чтобы вернуться к обычной частоте заболеваний – 1-2 раза в год.

Безусловно, есть дети, болеющие реже или вообще мало, есть те, которые вообще, кажется, никогда не выйдут из замкнутого круга, - каждый организм индивидуален. Многое зависит от наследственности, есть ли у родителей какие-то хронические заболевания и т.д.

Часто бывает так, что с каждым последующим заболеванием малыш болеет дольше и тяжелее. И если сначала это был обычный насморк, то через несколько эпизодов тот же обычный насморк может превратиться в бронхит или пневмонию. С чем это связано? Представьте, что иммунитет ребенка – это депо, в котором находятся все компоненты, необходимые для борьбы с инфекцией. Когда в организм попадает чужеродный вирус, то из депо выбрасывается определенное количество антител. Таким образом, с каждым новым заболеванием иммунное депо истощается, потому каждое последующее заболевание у ребенка проходит тяжелее. Для того чтобы иммунное депо восстановилось, после болезни должно пройти достаточное количество времени: в зависимости от особенностей организма и тяжести заболевания это может быть как 3 дня, так и 2-3 недели. К сожалению, у родителей, спешащих вернуться на работу, часто нет возможности побыть с ребенком для полного восстановления иммунной системы после болезни. Вот и получается, что если в начале адаптационного периода для того, чтобы малыш выздоровел, достаточно было дать ему травяной чай и промыть нос, через некоторое время для его лечения врач вынужден уже назначать антибиотики.
Есть ли выход?

Бывает, что ребенок, придя в сад после болезни, буквально через пару дней заболевает. И так продолжается снова и снова. В этом случае некоторые родители принимают решение забрать ребенка из сада на некоторое время. И в этом есть смысл. По крайней мере, есть все шансы, что, получив такой отдых, иммунная система будет уже лучше справляться с заболеваниями.

Еще один способ прервать череду болезней – посетить иммунолога. Однозначным поводом для обращения к специалисту должен быть тот факт, что из раза в раз ребенок, заболев, самостоятельно не восстанавливается. То есть врач при каждом новом осмотре наблюдает ухудшение ситуации, а потом констатирует присоединение бактериальной инфекции, и практически каждое заболевание заканчивается антибиотиками. В этом случае делается комплексная иммунограмма, врач уточняет характер протекания заболеваний ребенка и определяет, какое звено иммунитета страдает. Скажем, при вирусных заболеваниях страдает одно звено, при бактериальных – другое, когда и те, и другие – оба. В зависимости от результатов обследования иммунолог назначает специфическую иммуностимуляцию, при этом препараты назначаются именно такие, которые стимулируют то звено иммунитета, которое страдает у данного ребенка.

Чем опасны иммуностимуляторы

Часто вместо того, чтобы обратиться к иммунологу, мамы по совету знакомых покупают в аптеке иммуностимуляторы и пытаются с помощью них справиться с проблемой. В лучшем случае это может быть неэффективно. Потому что если у данного ребенка страдает одно звено иммунитета, а выбранный препарат работает с другим звеном, то эффекта не будет, малыш все равно будет болеть. Но иммуностимуляторы могут и навредить, если стимулировать иммунитет и так очень ослабленный болезнями. Например, если начинать применять иммуностимулятор сразу после болезни. Вспомните о том, что мы говорили об иммунном депо: во время заболевания оно уже было опустошено наполовину. Применяя иммуностимулятор, мы заставляем иммунитет выбрасывать антитела, таким образом, на фоне полного здоровья ребенка впустую выбрасывается вторая половина иммунного депо. Антитела выбрасываются в кровь, циркулируют там определенное время, потом отмирают и выводятся из организма. Этот процесс быстрее, нежели процесс появления новых антител и наполнения ими иммунного депо. Если в этот период ребенок встретится с какой-то инфекцией, защищаться ему будет нечем, и новая болезнь может протекать очень тяжело.

Существуют неспецифические иммуностимуляторы – адаптогены, которые можно применять не ранее, чем через неделю-две после болезни и только по назначению врача.

Многие также практикуют закаливание, витаминизирование пищи и т.д. К сожалению, ничто из этого не гарантирует того, что ребенок не заболеет.

Не исключить, но снизить частоту заболеваний может здоровый образ жизни: чистота дома, правильное питание, правильный ритм жизни и, безусловно, хорошие взаимоотношения между родителями. 

ПЕРЕЧЕНЬ  ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ:

-14 полезных советов родителям при общении с ребенком.

-Pебенок спит с родителями, как переселить в детскую постель?

-Слова поддержки для ребенка

-Почему нельзя наказывать

-Почему нельзя игнорировать детский плач

-Советы родителям (Детские новогодние хотелки)

​​14 полезных советов родителям при общении с ребенком.

1. Общаясь с ребенком, используйте добрые, ласковые и подбадривающие слова.

Не перебивайте ребенка, не высмеивайте его. Избегайте колкостей и сарказма, ведь зачастую дети не понимают этого, но зато у них остается неприятный осадок от беседы.

2. Будьте хорошим примером для ребенка дома и в общественных местах.  Не забывайте о таких словах, как «извините», «пожалуйста», «спасибо».

3. Постарайтесь быть рядом в сложный период для ребенка, поддержать, обнять.   Выслушайте ребенка, если он/она хочет поговорить, даже если у вас в этот момент много дел. Обсудите с ребенком, как прошел его день.

4. Если ребенок сердится, ворчит или у него плохое настроение, растормошите его: обнимите, погладьте по спинке, подмигните ему, а позже, когда он будет веселее, поговорите с ним о случившемся.

5. В педагогических целях вместо физических наказаний используйте ограничения, когда надо - поощрения.

6. Проводите каждый день хоть немного времени с ребенком: гуляйте с ним, катайтесь на велосипеде или играйте в мяч. Поощряйте активные игры ребенка. Сделайте вместе с ребенком «валентинки» для ваших родных и близких.

7. Придумайте свои семейные традиции.    Отметьте дни на календаре, когда всей семьей можно будет весело провести время. Напишите имя того, кто будет выбирать игру или предлагать занятие в этот день.

8. Заведите домашнего питомца, если это возможно.   Маленький друг улучшит самочувствие любого ребенка: малыш сможет заботиться о ком-то, ухаживать, играть. Если выберете собаку, то ежедневные прогулки на свежем воздухе будут вам гарантированы.

9. Один из лучших способов приучить ребенка к здоровой пище - привлечь его к процессу приготовления еды.    Пусть он участвует во всем, начиная с планирования списка покупок и заканчивая сервировкой стола. Хорошо, когда вся семья собирается за семейным ужином, ведь совместная еда в конце дня - это еще и интересное общение.

10. Помогайте ребенку во всех начинаниях, обучайте, поощряйте.  Читайте книги ребенку начиная с 6 месяцев. Запомните, что не стоит включать телевизор детям первых двух лет жизни, а для детей постарше его просмотр нужно ограничить максимум 2 часами в день. Не заменяйте непосредственное общение с ребенком на «экранное» время. Ограничьте компьютерные и видеоигры.

11. Здоровье вашего ребенка во многом зависит от ухода за ним и образа жизни в течение первых лет жизни.  Обращайтесь за консультацией к педиатру не только во время болезни ребенка, но и по поводу профилактики заболеваний. Расскажите ребенку о безопасности, объясните, как избежать травм; старайтесь обеспечить ему разнообразное питание и здоровый сон, поощряйте коллективные игры и физическую активность. Так вы защитите ребенка от некоторых болезней и укрепите его здоровье.

12. Научите ребенка дружить.   Приглашайте друзей или соседей в гости, проводите интересно и весело время за настольными и подвижными играми. Поощряйте занятия спортом и участие в мероприятиях, где необходима работа в команде.

13. Один из наиболее важных подарков, которые вы должны сделать ребенку как родители, - помочь ему развить чувство собственного достоинства.   Ребенок нуждается в постоянной поддержке и помощи, чтобы открыть для себя свои сильные стороны. Ребенку необходимо, чтобы вы верили в него так же, как он учится верить в себя. Любите вашего малыша, проводите время с ним, прислушивайтесь к нему, относитесь с уважением к его жизненным урокам, ошибкам и успехам.

14. Говорите каждое утро своему ребенку «Я тебя люблю!». Причем это касается детей всех возрастов.

​Pебенок спит с родителями, как переселить в детскую постель?

вопрос задают родители, чьим детям 1 год, 5 и даже 9-10 лет.

    Каждая ситуация имеет уникальный контекст. В одних семьях дети спят с рождения в своей кровати, а с началом посещения садика просятся спать с родителями. В других дети с рождения и до 10 лет спят с родителями. В одних семьях есть отдельная детская комната, в других нет. В одних семьях родители не против, чтобы дети спали с родителями, а в других против. В одной семье и мама, и папа хотят переложить ребенка в свою кровать, а в других мама за совместный сон, а папа против.

     Вопрос звучит всегда одинаково «как приучить ребенка спать в своей кровати», но ситуации могут быть очень разными. 

 Важные моментами, которые нужно учитывать

   Родителям нужно принять решение, что они хотят изменить ситуацию. Не надо ждать разрешения или решения от ребенка. Часто родители спрашивают у ребенка о его желании спать в своей кроватке, но ребенок отказывается, а родители без согласия ребенка не чувствуют в себе морального права что-то менять. При этом родителям не комфортно, нарастает чувство несправедливости, фрустрация, раздражение. Кровать родителей - личное пространство родителей, они имеют на него право.

   Почему детей тянет в родительскую кровать? Сон с родителем помогает удовлетворить базовые потребности в привязанности, в контакте с мамой, потребность в безопасности. Когда ребенок спит рядом с родителями ему спокойно, он расслаблен, сон крепкий, здоровый. Если ребенок не видит маму целый день (в садике), то ночной сон — компенсация дневного расставания.

   Ваша задача удовлетворить эти потребности как- то иначе, не через ночной совместный сон. Играть с ребенком, общаться, давать много тактильного контакта в течении дня.

     -Ребенку трудно дается разрыв с мамой. Сон это маленькая смерть. Наступает ночь, привычный мир исчезает. Страшно. Тревожно.

    Поэтому надо подумать как вы можете перекрыть расставание. Находиться с ребенком пока он не уснет, оставить какой-то мамозаменитель (игрушка, 2/2 мамина вещь), засыпать вместе в маминой кровати, а потом перекладывать, предупредив об этом ребенка.

  - Кровать, комната куда вы хотите отправить ребенка спать должны быть знакомым обжитым местом, приятны, не страшным. Хороший вариант - вместе с ребенком выбирать кровать, постельное белье в нее, обустраивать детскую.

    Совместный сон с грудничками, с дошкольниками лет до 3-5 нормально. Нормально, когда дети прибегают ночью или утром к родителям. Нормально, когда дети просят побыть с ними до засыпания.

Слова поддержки для ребёнка

   Критиковать проще, чем поддерживать. В том числе потому, что в детском опыте взрослых критика была инструментов воспитания, а поддержки было мало. Но критика не мотивирует ребенка, мотивирует именно вера и поддержка. Сохраняйте себе готовые фразы, которые станут для вашего ребенка хорошей поддержкой. Поддержки много не бывает!

1. «Я верю, что у тебя все получится».

2. «Я вижу, что ты стараешься, горжусь тобой».

3. «Сегодня ты убираешь игрушки намного быстрее, чем вчера!».

4. «Мне очень жаль, что ты потеряла игрушку, это правда обидно и грустно, иди, обниму».

5. «У тебя очень хорошо получается играть в эту игру».

6. «Папа злится, но не на тебя, а на ситуацию»

7. «Я видела, как ты улыбнулся доктору, ему было приятно! И мне тоже!

8. «Ты расстроился, что девочка не захотела играть с тобой, но это скорее всего потому, что у нее нет настроения, ей хотелось быть одной, это нормально, так бывает у всех, пойдет лепить пирожные из песка?».

9. «Воспитательница сегодня сердилась, потому что она тоже переживает и беспокоится, у нее такая работа, быть строгой».

10. «В садике у тебя большие успехи! ».

11. «Мне тоже грустно с тобой расставаться. Когда грустно, можно поплакать и грусть уйдет вместе со слезками».

12. «У тебя все лучше и лучше получается рисовать, потому что у тебя волшебные ручки и пальчики! Дай я их поцелую!»

13. «Ты сама чудесная девочка/мальчик на свете».

14. «У тебя всегда интересные идеи!»

15. «Наблюдать за твоими играми одно удовольствие, также увлекательно, как и кино!»

Почему нельзя наказывать?

Ребёнка 4-5 лет, особенно если он только что бил брата. Например, запретить мультики.

   Вообще наказывать можно. Вопрос только в результате. Что вы хотите этим добиться.⠀⠀

   Лучше не наказывать, а использовать определенные правила,  последствия. При чем о последствиях важно договариваться заранее.⠀

  Отказываешься убираться в комнате - значит, убираюсь я одна - значит, я не смогу читать тебе книгу, потому что буду очень уставшей и мне захочется полежать у себя в комнате. Здесь есть логика, а не просто «я сильный, поэтому я тебя проучу и не дам завтра мультики» или «я поведу себя как ребёнок, обижусь на тебя в ответ на твоё поведение и не буду тебе читать».⠀

   В ситуации последствий есть причинно-следственная связь, которая ребёнкупонятна.⠀

    Запрет на мультик - это просто наказание. Власть одного над другим. Если этот запрет идёт в ответ на ссору с братом, он приводит только к ещё большей злости в сторону брата. А значит, все будет повторяться снова и снова.

    Не получается без драк? Значит, 2 часа в разных комнатах. Почему? Потому что так не будет драк! Ведь в этом цель ваших усилий.

Или ⠀

Не получается без драк? Значит, наказан. Никаких мультиков. Почему? Потому что я так сказала.⠀

   Первое учит, второе проучает. Мне кажется, в этом есть принципиальная разница. При чем договариваться о правилах важно на берегу. И если эти правила нарушены, «вы знали о последствиях. Мы договаривались».⠀

   Мне кажется, в таком случае возникает ответственность. Ребёнок берет ее на себя, если вы заранее с ним это обсудили. В случае с мультиками, логика другая: за провинность у меня отобрали важное, ценное. Сюда же попадают «отобрать телефон», «запретить идти на день рождения» и тд.⠀

Я не исключаю, что телефон можно забрать, но тогда ситуация должна быть с этим телефоном связана. И вы его не забираете, а ребёнок сам отдаёт его, тк понимает, что нарушил договорённость в отношении этого телефона.⠀

Почему нельзя игнорировать детский плачь?

   Многие родители не очень серьезно относятся к детскому плачу, а зря. Я об думаю, что это связано с убеждениями, которые идут из собственного детства, например, что «плачут слабые», «плачь — это манипуляция», «слезами горю не поможешь» и т.п.

    Так вот, все эти убеждения совершенно бессмыслены , бесполезны и даже, опасны и необходимо внимательно относится к детским слезам.

  Ни в коем случае нельзя игнорировать детский плач. Что значит игнорировать:

-Нельзя выходить из комнаты, когда ребенок плачет.

-Нельзя говорить ему, чтобы он пошел в другую комнату, чтобы там успокоиться.

- Нельзя не замечать детские слезы, отворачиваться, делать вид, что их нет.

-Нельзя закрывать ребенка одного, чтобы он успокоился.

-Нельзя говорить ребенку, чтобы он побыстрее успокоился.

Почему нельзя игнорировать детские слезы:

1. Потому что ребенок в этот момент находится в состоянии стресса, либо в сильном аффекте, если у него уже не плачь, а истерика. Саморегуляция и самоконтроль у ребенка развиваются постепенно, и в возрасте до 3 лет для успокоения ребенку необходим взрослый. Если не помогать ребенку успокоиться, то он будет находиться в состоянии беспомощности, из которой не сможет выбраться, ведь этот навык формируется только с помощью взрослого.

2. Потому что ребенок не понимает, что с ним происходит, не может распознавать, называть и замечать свои эмоции, и поэтому нуждается в их отзеркаливании, проговаривании.

3. Потому что в этот момент ребенок нуждается в чувстве безопасности и защищенности, а это может дать ребенку только взрослый.

Последствия игнорирования слез для ребенка:

1. Погружение в состояние беспомощности.

2. Нарушения формирования саморегуляции и самоконтроля.

3. Нарушение привязанности со значимым взрослым.

4. Ощушение своей неценности и ненужности.

Что необходимо делать, когда ребенок плачет:

-Отзеркаливать, проговаривать его эмоции, причину слез.

-Смотреть в глаза, быть рядом, сопереживать.

-Брать на руки, либо просто быть рядом.

-Помогать ребенку успокоиться тем способом, который ему нравится.

Что делать если ребенок сам вас прогоняет, когда плачет?

Ребенок так себя ведет не потому что хочет, чтобы вы ушли, а потому что выражает таким образом свою злость и обиду. И соответсвенно это надо заметить, а не уходить.

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ  (Детские новогодние хотелки)

"ХОЧУ НАСТОЯЩИЙ САМОЛЁТ, ПОНИЦИКЛ И СЛОНЁНКА!"
⠀Детские новогодние хотелки не знают границ. Как не остаться ̶с пустым кошельком и  с чувством вины за несостоявшееся чудо?
⠀-Во время написания «письма Деду Морозу» можно заказывать не конкретные подарки, а предлагать ребёнку написать о себе, своих интересах и любимых играх (заодно и место для сюрприза останется). А уже Дед Мороз подберёт подарок по увлечениям.
⠀-Ответное письмо от Деда Мороза в холодильнике: «Петя! Очень дорогой подарок- это чудо. Если их совершать постоянно, то чудо перестанет цениться и быть чудом. Напиши мне ещё несколько желаний, похожих на чудо, я постараюсь исполнить одно из них на своей игрушечной фабрике» (восторг от переписки с дедом Морозом через холодильник обеспечен).
⠀-Объясните, что Дед Мороз-министр финансов волшебного мира. На каждую семью у него предусмотрен бюджет, превышать который он не может. Заодно заложите основы финансовой грамотности.
⠀-Чистая польза: научить ребёнка справляться с разочарованием (неизбежная, кстати, часть жизни) в поддерживающей атмосфере. Дайтеребёнку возможность отгоревать эту утрату ожидание/реальность без «как тебе не стыдно», обвинений «ты ничего не ценишь» и классического «а вот я в детстве...».
⠀-Просит братика/котёнка, а это не входит в ваши планы? Скажите, что Дед Мороз производит все на игрушечной фабрике, а живых существ там сделать нельзя (но я бы рекомендовала рассказать, откуда берутся дети). Ещё вариант—напомнить, что живёт он на Севере, котята там замерзнут.
⠀-Организуйте процесс вручения подарка: пусть дети ищут сюрпризы по специальным знакам (стрелочкам, конфеткам, мишуре), а те, кто постарше преодолевают небольшие препятствия: отгадывают загадки, идут по карте, придумывают рифму к словам «шишка», «елочка». Упакуйте подарки. Предвкушение приносит нашему мозгу больше удовольствия, чем сам подарок.

*Игры для развития памяти*

Память – это познавательная способность, которую нужно развивать и совершенствовать. Для этого есть много интересных упражнений и игр. 

1. Что пропало?

Приготовьте несколько разных предметов: пару игрушек, ручку, расческу, чашку и т.д. Дайте ребенку возможность на протяжении 3 минут рассматривать их и запоминать.

Затем попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза, а сами уберите один предмет. Спросите у ребёнка, какой предмет пропал.

2. Картинка-слово

Для игры нужно приготовить список из 5-10 слов. Ребенку дается лист бумаги и карандаш. Вы по очереди читаете слова, делая паузы по 10 секунд после каждого из них. За это время ребенок должен изобразить любой рисунок, который ассоциируется с названным словом.

После того как будут зачитаны все слова, ребенок должен, глядя на свои рисунки, попробовать воспроизвести весь список. Перед началом игры объясните ребенку, что рисунки следует делать очень быстро и без подробных деталей. Они всего лишь должны напомнить ему нужное слово.

Составляя список, подбирайте слова, которые не называют конкретные предметы (лето, ученик, ночь, радость).

3. Ряд слов

Начиная игру, вы называете любой предмет. Ребенок должен повторить ваше слово и добавить свое. Затем вы повторяете два названых слова и говорите еще одно. Таким образом игра продолжается до тех пор, пока кто-то не ошибется. В эту игру можно пригласить и других членов семьи или друзей.

Описанные игры кажутся детям довольно легкими, поэтому они всегда охотно соглашаются поиграть. Регулярное выполнение таких заданий способствует развитию всех видов памяти. Следите за тем, как ребенок справляется с заданиями и постепенно усложняйте их условия.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

  1. Похоже – не похоже

Игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки.

Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка.

◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).

◈ Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, — большой и маленький мячик, две машинки разных марок и пр.

◈ Закрепляем: можно в дороге, в магазине, на даче играть в игру «Орлиный глаз» — кто найдет больше сходств и отличий в одежде, овощах, деревьях и пр. Например, сравните листья тополя, березы, клена, лиственницы. Победит тот, кто найдет среди них больше всего сходств и различий. И если вы что-то «не заметите», а ребенок увидит — он получит от игры истинное удовольствие. Не бойтесь иногда подыграть вашему маленькому «Хочувсезнайке»!

  1. Наряжаем елку

Необходимый инвентарь: новогодние игрушки.

◈ Как играем: вы наряжаете новогоднюю елку? Поиграйте с малышом. Предложите ему выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Или выбрать такую же хлопушку, как у вас, либо серпантин того же цвета. А может, у вас есть новогодние домики или зайцы — выбирайте. Меняйтесь ролями, ошибайтесь, пусть ребенок вас поправит.

◈ Закрепляем: а новогодние подарки? Пусть ребенок из 10 конфет выберет такую же, как у вас в руках. Меняйтесь ролями. Вспоминайте попутно новогодние стихи, их много.

Растительные загадки

Игра помогает формировать произвольное внимание, понятийное мышление.

Необходимый инвентарь: фанты.

◈ Как играем: вся семья собралась вместе? Тогда поиграем! Ведущий (сначала это будет взрослый), указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок...».

◈ Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать растение, в данном случае цветок (например, ромашка или роза) и т. д.

◈ Ответ правильный — игра продолжается. Если ответ неправильный или название повторяется (задержка ответа тоже считается нарушением), то игрок отдает свой фант ведущему и выбывает из игры.

◈ Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту» — спеть песенку, станцевать, прокукарекать... То-то будет весело!

◈ Закрепляем: в эту игру можно играть и дома, и в дороге (если вы не за рулем). Меняйте тематику: рыба, птица, зверь или деревянное, стеклянное, железное. Фантазируйте!

◈ Усложняем: ведущим может быть ребенок.

  1. Изменялки

Игра помогает формировать произвольное внимание, память

Необходимый инвентарь: игрушки.

◈ Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Что изменилось?

◈ Закрепляем: играть можно на кухне — например, положить на стол овощи до семи наименований (луковица, картошка, морковь, чеснок, свекла, редис и др.). Убрать 1-2 овоща, а ребенок должен вспомнить, каких овощей не хватает, и назвать их.

◈ Усложняем: если играете с игрушками, увеличьте их количество до 5-7 штук. Можно ставить похожие игрушки (например: 3 игрушки из 5 немного отличаются друг от друга). Можно не убирать предметы, а менять их местами. Можно превратить игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

  1. Бабушкины запасы

Игра помогает формировать произвольное внимание, учит ориентироваться на плоскости, закрепляет знания о цвете, форме, предмете

Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, формы, размера.

◈ Как играем: выложите пуговицы по углам стола и в середине (сначала возьмите 5 пуговиц). Пусть ребенок рассматривает их в течение 1-2 минут. Запоминает их расположение, их цвет, размер. Затем он должен отвернуться, а вы быстро меняете местами две пуговицы. Ребенок поворачивается и определяет, что изменилось (например, желтая пуговица была в центре, а теперь она поменялась местами с красной, которая была в верхнем правом углу).

◈ Закрепляем: у этой игры много вариантов. Выкладывайте пуговицы не только на столе, но и на ковре; меняйте пуговицы по форме и по цвету.

◈ Вместо пуговиц можно использовать вырезанные из бумаги геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). А можно брать и объемные фигуры из набора кубиков — шар, куб, брусок, цилиндр, призму.

◈ Усложняем: увеличьте количество пуговиц. Меняйте местами по две пары пуговиц; убирайте по 1-2 пуговицы; используйте похожие пуговицы, которые мало отличаются друг от друга.

  1. «Капуста, морковка, горох, ох…»

Игра учит ребёнка классифицировать предметы по их определённым признакам; развивает быстроту мышления, слуховое внимание.

◈ Как играем: объясните ребенку, что отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет». Вспоминайте, что сажают в огороде.

◈ Начинаем. «Морковь растет в огороде?» — «Да». «Огурец?» — «Да». «Свекла?» — «Да». «Слива?» — «Нет». Если ребенок ошибается, значит, проиграл. Однако дайте ему возможность исправить ошибку.

◈ Закрепляем: вариантов этой игры много, например, можно перечислять, что носят на голове, чем пишут, что растет в цветнике; молочные продукты, грибы, ягоды ит. д.

◈ Усложняем: поиграйте в игру «Грустный — веселый»: вспоминайте все, что может быть грустным: «Больной ребенок?» — «Да». «Сломанная игрушка?» — «Да». «Обиженный клоун?» — «Да». «Смеющаяся девочка?» — «Нет».

◈ Слова можно заменить действием: «нет» — топаем, «да» — хлопаем.

◈ Поиграйте в игру «Из чего сделано?». Например, что сделано из дерева? Пусть ребенок перечислит как можно больше слов, обозначающих предметы, сделанные из дерева: палочка, карандаш, книга, тетрадь, машина и т. д.

◈ Спросите у ребенка, а может ли быть сделано все, что он перечислял, из другого материала, например, машина или счетная палочка? Книжка? Ведь игрушечная машинка может быть и железной, и пластмассовой, и резиновой и т. д.

  1. Звучащие предметы

Игра воспитывает у ребёнка слуховое внимание; развивает сообразительность, выдержку.

Необходимый инвентарь: звучащие предметы, музыкальные игрушки.

◈ Как играем: посадите ребенка на стул спиной к столу с предметами. С помощью выложенных на столе предметов и игрушек начните издавать звуки — шуршите страницами книги, бейте мячом об пол, ударьте ложкой по стакану, позвените колокольчиком, подудите в дудочку и т. п.

◈ Ребенок должен сказать, какие звуки раздаются {стучит, звенит, шуршит и т. д.), и угадать, какие предметы их издают.

◈ Если ребенок не узнал предмет, повторите действие еще раз.

◈ Закрепляем: у вас дома есть музыкальные игрушки? Итак, играем. Например, поет зайка, хохочет мышка, о чем-то говорит медведь, а можно одновременно включить несколько игрушек. Пусть малыш угадает каждую игрушку Чтобы было интересно, меняйтесь ролями, ошибайтесь.

◈ Усложняем: предметы могут звучать тише или громче, быстро или медленно. Играем на прогулке: птицы поют, машины сигналят и т. п.

  1. Зеркало

◈ Как играем: предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения. Эта игра поможет ему стать внимательным и подготовиться к более сложным заданиям.

◈ Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже, вы топаете ногами — ребенок повторяет, вы хлопаете — ребенок тоже, вы присели — ребенок повторил, вы стоите на одной ноге — и он тоже и т. д.

◈ Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2-3 действия подряд — хлопаете в ладоши, топаете ногами. Ребенок должен все повторить.

◈ А может, вы поете и крутитесь вокруг себя? Фантазируйте!

◈ Усложняем: например, вы сели, встали, подпрыгнули, затопали ногами и т. д. Ребенок повторяет ваши действия. Причем он должен переходить от одного действия к другому именно в той последовательности, в которой это делали вы: прыгать, останавливаться, шагать.

◈ Можно построить несложный дом из 4-5 кубиков, потом нарисовать человечка (можно схематично), затем прочитать стихотворение.

◈ Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок вам показывает движения, а вы их повторяйте, причем иногда «ошибайтесь».

  1. Где ошибся Буратино?

Игра помогает формировать произвольное внимание, зрительный контроль за рукой при написании узора

Необходимый инвентарь: тетрадь и ручка.

◈ Как играем: расскажите ребенку о том, как Мальвина учила рисовать Буратино. Она рисовала узор, а он должен был нарисовать такой же. Дайте образец (несложный узор, например, волнистая линия, с каждой стороны от нее нарисованы кружочки). Ниже — узор Буратино (в некоторых местах нет кружочков). Ребенок должен помочь Буратино исправить ошибки.

◈ Закрепляем: играем в «Лесную школу». Усложняем узор, например, рисуем ломаную линию, а по разные стороны попарно — круг и квадрат и т. п. Внизу — узор с ошибками. Ребенок должен исправить ошибки. Ну, а кто их сделал, придумайте сами: медведь или еж и т. д.

◈ Усложняем: рисуем 3-4 ряда разных геометрических фигур. Все фигуры каждого ряда повторяются. В каждом ряду ребенок заштриховывает, например, только квадрат. Или квадрат заштриховывает вертикальными линиями, а треугольник горизонтальными. Круг можно штриховать закручивающейся спиралью и т. д.

◈ Меняйте задания.

  1. Забавный художник

Игра помогает вырабатывать наблюдательность

Необходимый инвентарь: картинки, в каждой из которых художник «забыл» нарисовать 2-3 детали. Их можно нарисовать самим: с недостающими частями, с 5-6 отличиями в каждой и т. д.

◈ Как играем: покажите ребенку такой рисунок (например, у машины нет одного колеса, у чайника нет носика и т. п.). Дорисуйте с ним недостающие детали. Или покажите две картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Например, на одной картинке девочка держит красный шар, на другой — синий, на одной у нее есть на голове бант, на другой нет и т. д.

◈ А может, художник нарисовал что-то неправильно?! (На зимней картинке дети катаются на санях, лепят снеговика, идет снег... на деревьях листочки.) Посмейтесь вместе с ребенком. Пусть он объяснит ошибку художника.

◈ Закрепляем: играем летом — рисуем мелом на асфальте предметы, ребенок их дорисовывает. В машине — чтобы ребенок вас не отвлекал, дайте ему несколько заранее подготовленных картинок, в которых нет деталей. Пусть ребенок их дорисует. А когда приедете к месту назначения — проверьте его.

◈ Усложняем: если ребенок справляется с заданием, можно брать картинки, которые отличаются друг от друга десятью и более деталями.

  1. Дорисуй-ка

Игра учит ориентироваться в пространстве; развивает произвольное внимание

Необходимый инвентарь: несложные рисунки, карандаши или фломастеры.

◈ Как играем: предложите ребенку нарисовать справа от солнышка столько же тучек, сколько и слева; на земле столько же птичек, сколько и в небе; под пеньком столько же грибочков, сколько яблок на яблоне и т. д.

◈ Закрепляем: ваш ребенок расшумелся и не может остановиться? Обведите его правую и левую руку, нарисуйте на левой руке браслет, например, такой: три бусинки красных, одна желтая, одна оранжевая. Пусть он на правой руке нарисует такой же браслет.

◈ Усложняем: у вас дома есть мозаика? Сложите из нее узор, предложите ребенку сделать такой же. А сами можете идти на кухню и доваривать суп.

Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность

Будущему школьнику необходимо умение внимательно вслу­шиваться в речь взрослого, понимать задание и четко действовать в соответствии с ним. Лучше всего для этого подходят игры под общим названием «Внимательно слушай и точно выполняй» (варианты этих игр разработаны и апробированы Т.И. Бабаевой) построенные по принципу графического диктанта.


1. Разнеси письма

На доске прикрепляются изображения разных домиков, это — город. На каждом домике есть почтовый ящик с прорезью, куда опускаются письма. Задача — разнести письма точно по адресам.

Ребенок получает от воспитателя (в роли ведущего,можетбыть и кто-то из старших членов семьи, если игра проводится дома) задание, куда отнести письмо: «Письмо ждут в домике с красной крышей, в два этажа и с голубой дверью». Инструкция дается только один раз и уже не повторяется. Об этом детей предупреж­дают заранее. Ребенок направляется к городу, начинает искать нужный домик и, найдя его, опускает письмо.
Ведущий сопровождает действия ребенка словами: «Поч­тальон наш быстро шел, домик сразу он нашел», «Что-то долго он идет, домик нужный не найдет», «Почтальон совсем устал, в нуж­ный домик не попал. Кто из вас, друзья, пойдет, эти письма разне­сет?», «Чтобы адрес не забыть — его надо повторить».

Задание все время варьируется с учетом возможностей детей: для одних инструкция сокращается, для других дается более раз­вернуто с большим количеством признаков.

Задания могут быть достаточно трудными, когда нужно доста­вить письмо с неполным адресом, при этом перечисляются от­дельные малозаметные признаки, поиск адресата затрудняется. Например: «дом, в котором живет бабушка, которая любит голу­бей», — на окне дома, где живет бабушка, любящая голубей, сидят птицы, у крыльца дома голуби клюют корм; «дом, в котором ищут потерявшуюся собаку», — у дома, где ищут потерявшуюся собаку, стоит конура с оборванной веревкой и т.п. Таким образом, дети не только внимательно слушают задание и запоминают его, но и учатся рассуждать, анализировать, сопоставлять содержание за­дания с реально воспринимаемой ситуацией.

Иногда в адресе только частично указываются приметы домика, а остальные при­меты не совпадают. Это повышает активность детей, возникают споры, обсуждения: в тот ли домик доставлено письмо, можно ли доставить письмо с неполным адресом адресату.


2. Приказ командира

В игру можно играть вдвоем или группой в зависимости от размера игрового поля и решаемых задач.

Содержание игры заключается в том, чтобы передвигать фи­гурку солдата по полю в соответствии с командой. Игровое поле представляет собой большой квадрат, расчерченный на клетки (10x10). Отдельные клетки окрашиваются в красный и синий цвет. На одной из неокрашенных клеток располагается фигурка солдата.

В начале игры роль командира выполняет взрослый (когда дети освоят игру, взрослый передает свои функции командира кому-либо из них). Он вызывает дежурного солдата и отдает приказ, т.е. сообщает, как должна двигаться фигурка солдата по полю.

Выслушав приказ, ребенок-солдат отвечает: «Есть» — и пов­торяет его вслух. Например: «Есть перейти на две клетки влево и затем на три клетки вниз».

Если в результате передвижения фигурка солдата попадает на окрашенную клетку, то в зависимости от ее цвета ребенок либо получает задание от остальных участников игры и выполняет его, либо получает право сам давать задание любому участнику игры (загадать загадку, спеть, выполнить упражнение и т.д.).

Иногда командир дает заведомо невыполнимое задание: на­пример, если ребенок передвинет фигурку на заданное количе­ство клеток, она выйдет за пределы поля. В процессе игры содер­жание команд может усложняться, могут быть введены дополни­тельные условия, например, солдат получает право не повторять приказ, а указать на любого ребенка, который должен повторить приказ. Все это способствует концентрации внимания на словес­ной инструкции, ребенок внимательно слушает взрослого, запо­минает, старается понять полученное задание и управлять своими действиями.


3. Графический диктант

«Графический диктант» моделирует ситуацию школьного дик­танта: взрослый дает пошаговую инструкцию, диктует последова­тельность графических действий, а ребенок выполняет их в тетра­ди. Содержанием графических диктантов могут быть задания «Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточкам», рисование после­довательности условных знаков и т.п.

Например, взрослый предлагает детям рисовать узор в тетра­ди: «Сейчас мы будем рисовать узор. Поставьте карандаш на красную точку (в тетрадях заранее проставляют необходимые для выполнения упражнения точки-ориентиры). Внимание! Проведи­те линию вверх на две клеточки. Не отрывайте карандаш от бума­ги. А теперь проведите линию вправо на одну клеточку, вниз на две клеточки, теперь вправо на одну клеточку..., а теперь продол­жите этот узор до конца строчки» (варианты графического диктанта можно найти в открытом доступе в сети интернет).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.