Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ

Дата: 25 марта в 20:19, Обновлено 8 сентября в 15:14
Автор: ____ _. _.

    НАСИЛИЕ трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

   Насилие над детьми включает физическое, сексуальное и психологическое насилие, а также пренебрежение интересами ребенка. Дети, подвергающиеся насилию, убегают из дома, при этом подвергаясь опасности. Насилие оказывает разрушительное влияние на самооценку детей, может привести к депрессии и попыткам самоубийства в более взрослом возрасте.

       Дети, которые являются свидетелями насилия в семье, подвержены столь же тяжелой психологической травме, что и непосредственные жертвы насилия. Кроме того, дети подвергаются большей опасности стать жертвой насилия или пренебрежения, если они живут в ситуации насилия. В связи с этим важно, чтобы дети, переживающие психологическую травму, получили доступ к специальным социальным и психологическим службам.

       Статья 19  Конвенции о правах ребенка гласит: «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

     В Конвенции также говорится, что «меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры».

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ | | Дубровенский район | Дубровно | Новости  Дубровно | Новости Дубровенского района | Дубровенский райисполком

Эмоциональное насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Как противостоять домашнему насилию | Вечерний Харьков

Индикаторы эмоционального насилия:

  • изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения
  • угрюмость, отказ от обсуждения проблемы
  • «торговля запретами»
  • оскорбление ребенка
  • терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха
  • поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы; брань, издевки
  • запугивание наказанием
  • моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку

Поведенческие маркеры эмоционального насилия:

  • задержка в эмоционально-волевом развитии: инфантильность, нерешительность, безынициативность, боязливость и т.д.
  • нарушение сна (сокращение, увеличение, прерывистость, однотипные кошмарные сновидения др.)
  • соматические и психосоматические расстройства (язва желудка, аллергия, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.п.)
  • агрессия в отношении со сверстниками
  • агрессия в отношении взрослых (учителей, воспитателей и т.д.)
  • неуважение и недоверие взрослым
  • утрата доверия миру, неверие в искренность оказываемой ему поддержки
  • неумение внутренне почувствовать успех, считает себя незаслуживающим его
  • низкая самооценка: ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным и др.
  • подавленность
  • тревожность
  • уступчивость, угодливость
  • коммуникативная некомпетентность
  • склонность к уединению
  • аффективно-тревожное восприятие одиночества
  • личностные психопатии различной этиологии (наркотические зависимости, булимия, анорексия, мазохистские и прочие личностные расстройства)
  • суицидальное поведение

Признаки эмоционального насилия со стороны родителей:

  • предъявляет к ребенку завышенные требования                                              
  • чрезвычайная критичность по отношению к ребенку
  • злость и устрашающее поведение

Психологическое насилие это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.

Психологическое насилие в семье: как остановить || Семейная практика

Индикаторы психологического насилия:

  • Снижение интеллектуального развития 
  • Снижение познавательной деятельности

Физическое насилие  – нанесение ребенку взрослыми или другими лицами физических травм, иных телесных повреждений, которые причиняют вред здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни.

УЗ 26-я городская поликлиника г. Минска

Индикаторы физического насилия:

  • Царапины и рубцы
  • Ожоги
  • Ссадины
  • Травмы скелета
  • Травмы головы
  • Внутренние травмы в результате ударов по животу
  • Ушибы тела, ягодиц или головы

Поведенческие маркеры физического насилия:

  • Слабая эмоциональная реакция                                                                       
  • Негативизм к группе
  • Стеснительность
  • Поведение «маленький старичок»
  • Предпочтение игр с маленькими детьми
  • Агрессия
  • Боязнь посторонних
  • Страх взрослых, страх физического контакта
  • Боязнь идти домой
  • Боязнь детского плача
  • Тики, сосание пальцев, раскачивание

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Не оставляйте детей одних! Пренебрежение этим правилом может слишком дорого  стоить | Щучинская районная газета Дзяннiца

Основные виды пренебрежения нуждами ребенка:

  • Отказ от ребенка
  • Недостаток заботы
  • Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены
  • Нехватка медицинской помощи
  • Недостаток соответствующего образования
  • Недостаток необходимого питания
  • Нехватка необходимого крова

Признаки отсутствия заботы о ребенке:

  • Недостаточный возрасту вес и рост ребенка
  • Плохая, неопрятная одежда
  • Плохая гигиена кожи, зубов
  • Попрошайничество, воровство пищи
  • Непосещение школы, прогулы
  • Приходит в школу очень рано или уходит слишком поздно из школы
  • Повышенная утомляемость, апатичность

Сексуальное насилие над детьми – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Сексуальное насилие над детьми. Речицкий район тоже в печальном списке |  Дняпровец. Речица online

Любое сексуальное насилие – это преступление против личности, целью которого является растоптать, унизить жертву и продемонстрировать свою власть.

Выделяют сексуальное злоупотребление (использование) и собственно сексуальное насилие над ребенком.

Сексуальное насилие:

  • Трение пениса о тело ребенка
  • Принуждение ребенка к мастурбации в присутствии взрослого
  • Принуждение ребенка к манипуляции гениталиями в присутствии взрослого
  • Ощупывание гениталий ребенка или манипулирование ими
  • Подражание половому сношению с помощью пальца
  • Изнасилование
  • Принудительная проституция

Физические индикаторы сексуального насилия:

  • Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице и губах, в ротовой полости, отказ от еды или переедание
  • Анальные симптомы: повреждения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры
  • Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции

Психологические индикаторы сексуального насилия:

  • Регрессивное поведение
  • Несоответствующее возрастное поведение, в том числе и сексуальное поведение
  • Изменения в эмоциональном состоянии и общении
  • Страхи
  • Проблемы с обучением
  • Самоповреждающее поведение
  • Суицидальные попытки или мысли
  • Употребление алкоголя и наркотиков

Способы выражения родительской любви

Уважаемые родители!

Вы очень любите своих детей.

Помните, что ваша любовь необходима им, как воздух!

 Дети – зеркало для своих родителей.

Если вы одариваете их любовью, они ее отражают и возвращают вам.

Профилактика насилия в семье

Как родителям проявлять свою любовь к ребенку?

• Визуальный контакт. Смотрите ребенку прямо в глаза открытым, доброжелательным, любящим взглядом.

• Физический контакт. Обнимайте детей, подростков похлопывайте по плечу, ласково теребите волосы.

• Уделяйте внимание. Посвящайте детям безраздельно часть своего личного времени.

• Слушайте детей. Используйте метод «активного слушания», рассказывайте ребенку о своих чувствах, называйте те чувства, которые испытывает он.

• Говорите детям хорошие и ласковые слова: «Я люблю тебя», «Как я рад, что ты у нас есть», «Как я рада тебя видеть», «Мы очень любим тебя» и др.

• Отмечайте дни рождения детей, дарите им подарки на праздники.

• Улыбайтесь детям как можно чаще.

• Знакомьтесь с друзьями ребенка; вместе с ним принимайте участие в школьных или других мероприятиях.

• Вы – взрослый человек, опытный и сильный, поэтому сдерживайте эмоции в конфликтных ситуациях.

• Разрешайте детям ошибаться, и разрешайте им проявлять свои чувства.

• Дети – не ваша собственность. Воспринимайте ребенка как самостоятельную личность.

ПИСЬМО РОДИТЕЛЯМ!

Дорогие папа и мама! Я вырасту здоровым и счастливым человеком, если вы будете помнить о том, что для меня важно и необходимо уже сейчас.

• Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше. Любите меня и заботьтесь обо мне, не забывайте выражать свою любовь взглядом, улыбкой, прикосновением.

• Не бейте меня, от этого я не стану лучше. Наоборот, я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей. Мне не хочется жить в злом и неприветливом мире.

• Больше думайте о том, какие чувства я испытываю, чем о том, как я себя веду. Часто мое поведение зависит от моего настроения.

• Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно в своих требованиях. Мне нужно знать границы дозволенного. Только предъявляйте такие требования, которые соответствуют моему возрасту и пониманию, тогда я смогу их выполнить.

• Не сравнивайте меня с кем бы то ни было. Я имею право быть другим, ведь я единственный такой на всей Земле, неповторимый. Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и непохожую на вас.

• Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Может быть, я просто хочу, чтобы вы обращали на меня больше внимания.

• Никогда не унижайте меня. Это больно ранит, мне кажется, что я самый плохой на свете и незачем делать что-то хорошее. Рушатся все мои надежды, и я не верю в себя. Как я смогу оправдать ваши ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить себя?

• Не делайте для меня того, что я могу сделать сам. Я буду чувствовать себя маленьким, не захочу вырастать и буду требовать, чтобы вы обслуживали меня. Не оберегайте меня от последствий моих поступков, мне необходимо учиться на собственном опыте. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте считать мои ошибки преступлениями. Никто не совершенен. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.

• Не обращайте слишком много внимания на мои плохие привычки. Излишнее внимание, а особенно запрет, только способствуют их закреплению. Лучше помогите мне осознать, в чем их ощутимый для меня вред.

• Не требуйте у меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю, зачем поступил так или иначе. Лучше помогите мне понять, почему я сделал плохо и чем мой поступок навредил мне и окружающим.

• Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о своих проблемах. Дарите мне каждый день хотя бы полчаса своей жизни, и пусть это время будет принадлежать только мне, ни о ком и ни о чем не думайте в это время, кроме меня. Тогда я буду твердо уверен в том, что вы меня любите и я вам нужен. Это самое главное для меня.

• Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: «Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!», «Из-за тебя в доме скандалы!», «Из-за тебя я не успеваю...» Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.

• Будьте со мною искренними, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, слушаете меня, делаете замечания… Если хвалите – хвалите искренне. Искренне радуйтесь. Когда вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое, я это вижу и испытываю неуверенность.

• Не хвалите и не ругайте меня за проявление чувств. Помогите мне осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый, что чувствовать не запрещается и не стыдно.

• Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Поговорите со мной наедине.

• Помните, что я вас люблю, и вы для меня самые главные люди на земле

Администрация Октябрьского района города Гродно | Центр социального  обслуживания населения > Нет домашнему насилию!

    Домашнее насилие происходит за закрытыми дверями, но оно, несомненно, является проблемой всего общества. Насилие в семье — наиболее распространенная форма насилия в отношении женщин. Согласно исследованиям, проведенным в ряде стран Всемирной организацией здравоохранения, до 70% женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому насилию со стороны своего интимного партнера или мужа. Многие женщины совершают грубую ошибку, когда после первого или второго семейного скандала, завершившегося рукоприкладством со стороны мужа-агрессора, не придают этому особого значения и не обращаются за помощью к специалистам. Помните: в 95% случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

    Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Где есть насилие в семье — нет семьи. Просим вас задуматься: а правильно ли живете вы?

Помните: мир без насилия начинается в вашем доме! Сделаем его безопасным вместе!

Бить или не бить? 

Насилие в семье – Средняя школа д.Черни

      Насилие в нашей жизни сегодня настолько распространено, что мы перестаем его считать насилием. Оно имеет разные формы: от хамства до избиения. Добавим, что в СМИ представлен широкий спектр как телепередач, так и печатной продукции, насыщенной сюжетами насильственной тематикой. Однако, жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на развитие ребенка. Оно накладывает отпечаток на физическое, умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе.

      Насилие в семье – это реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому.

      Домашнее насилие происходит между близкими людьми. Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого.

      Родителям важно знать, что дети, подвергшиеся физической или психологической жестокости, часто сами становятся жестокими и агрессивными. Применение насилия, унижений, оскорблений, запугиваний приводит к педагогической запущенности, к нежеланию следовать общепринятым нормам, к возникновению конфликтов среди сверстников и взрослых.

Листовки "Нет насилию в семье". ГУО "Слободская ясли-сад - базовая школа  Шумилинского района"

Ненасильственные методы воспитания:

  1. Поддерживайте у ребенка веру в свои силы, укрепляйте самоуважение, создавайте условия для его самореализации.
  2. Внимательно выслушивайте сына или дочь, показывайте, что с их мнением считаются, его ценят.
  3. Честно говорите тетям о том, что испытываете (в том числе и о негативных эмоциях), но проявляйте свои чувства без агрессии, подчеркивая уважение к собеседнику.
  4. Никогда не допускайте действий, слов, оскорбительных для чувства собственного достоинства ребенка, не срывайте на нем злость.
  5. Обосновывайте свои требования не прибегая к запретам, запугиваниям, угроза

Жестокое обращение с детьми – Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение "Лицей 6 города Благовещенска"

Как нужно действовать,

если Вы стали жертвой домашнего насилия

Женщины часто страдают от домашнего насилия, однако в большинстве случаев

не знают, куда можно обратиться за помощью и что предпринять.

Важно понимать, что просить о помощи в трудную минуту–

это проявление не слабости,а силы духа.

Ваша семья в группе риска, если:

- имеет место злоупотребление алкоголем или наркомания;

- один из супругов постоянно подвергает другого необоснованной критике;

- случаются сцены ревности;

- все решения принимаются единолично;

- один из супругов демонстрирует агрессивное поведение.

Если Вы опасаетесь подвергнуться насилию:

1. Продумайте план действия в критической ситуации.

2. Договоритесь  соседями, чтобы они при необходимости вызвали милицию.

3. Спрячьте запасные ключи, чтобы быстро покинуть дом в случае опасности.

4. Оставьте в безопасном месте (в котором их не найдет агрессор) деньги, ценности, документы и вещи первой необходимости.

5. Договоритесь с друзьями о предоставлении временного убежища или обратитесь в органы внутренних дел о необходимости размещения Вас в «кризисной» комнате.

6. Запомните адреса и телефоны по которым вы можете экстренно позвонить в кризисной ситуации – они представлены в конце статьи.

7. Позаботьтесь о том, чтобы обидчик не смог вас найти.

Рекомендации по поведению в критической ситуации:

1. Не отвечайте на агрессию агрессией.

2. Старайтесь держать себя в руках, не кричать и не плакать.

3. Говорите с обидчиком спокойно и четко.

Профилактика насилия в семье | | Берестовицкий район | Берестовица |  Берестовицкий райисполком | Новости Берестовицкого района

Если Вас избили дома:

1. Вызовите милицию и попросите забрать обидчика в отделение и напишите заявление.

2. Отправляйтесь в травмопункт снимать побои.

3. Успокоившись, принимайте решение о дальнейших действиях.

Что могут для Вас сделать сотрудники Центра социального обслуживания населения?

- выслушать и оказать моральную поддержку;

- оказать бесплатную психологическую и юридическую помощь;

- оказать содействие в решении вопросов в других учреждениях и организациях;

- предоставить временный приют в «кризисной» комнате.

Телефон горячей линии для пострадавшихРодителю о домашнем насилии «Ребенок должен быть защищен от всех форм  небрежного отношения, жестокости и эксплуатации»

Круглосуточная экстренная психологическая  помощь

80225 434024

            Если вы находитесь в кризисной ситуации обращайтесь по телефонам:

                    72-73-77 – ТЦСОН Первомайского района г. Бобруйска;

                      102  -дежурная часть УВД Бобруйского горисполкома

 Маркеры поведения ребенка, пережившего насилие

Поведенческий маркер

Проявление маркера в поведении

1.

Перемены в поведении и в повседневных привычках ребенка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми

Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать нервозным, боязливым. Может избегать контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. При сексуальной травматизации может наблюдаться несоответствующая возрасту сексуализация поведения (сексуальная агрессия, несоблюдение границ других людей, стигматизация и пр.).

2.

Регресс в поведении

Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить.

3.

Сверхбдительность или повышенная возбудимость

Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство.

4.

Стремление избегать всего, что связано с травмой

Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им.

5.

Нарушение доверия к окружающим людям

У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации.

6.

Наличие страхов

Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и другое.

7.

Депрессивные состояния и суицидальные мысли, попытки

Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное насилие, гораздо чаще возникают стойкие депрессивные переживания, мысли о смерти, суицидальные попытки.

8.

Агрессивность по отношению к другим

У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя.

9.

Склонность к аутодеструктивному поведению

Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и добровольно наказывают себя.

10.

Диссоциации

Ребенок как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального без­различия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко.

Методики, помогающие при выявлении фактов насилия в отношении несовершеннолетних

Возраст несовершеннолетнего

Методы и методики

1

Дошкольный возраст

Метод наблюдения за деятельностью ребенка, проективные методики.

Наблюдение за соматическим состоянием ребенка

Последствия и проявления пережитого в детстве сексуального насилия.  Новости. События. Благотворительный фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам".

   Для того чтобы наблюдение за соматическим состоянием и поведением ребенка было информативным в плане распознавания возможных фактов насилия, специалист должен быть хорошо знаком с прямыми и косвенными индикаторами насилия и с симптомами ПТСР.

     В отличие от специального медицинского освидетельствования, наблюдение внешнего вида, осмотр лица, тела, одежды ребенка необходимо производить незаметно, либо под каким-либо предлогом без афиширования цели. По возможности, необходимо отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.), болевых зон, свидетельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний. В дальнейшем, когда контакт с ребенком установлен, важно выяснить, имеются ли нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшение памяти и внимания.

   На физиологическом уровне одними из самых характерных проявлений ПТСР являются: нарушение памяти и концентрации внимания, трудности с засыпанием, бессонница, ночные кошмары.   Кроме того, у детей могут быть: энурез, покраснения кожи, повышенное сердцебиение, гипервентиляция легких (одышка) и другие физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму (например, внезапная рвота как реакция на затронутую тему насилия или показанное действие в телевизионной передаче).

Анализ сновидений

    У маленьких детей сны носят символический характер. Опыт насилия отражается во сне ребенка через кошмарные сновидения, но «героями» сна чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто просыпаются и плачут.

Наблюдение за деятельностью ребенка

    Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. В связи с этим, игра может выступать и как способ распознавания травмы, и как способ ее проработки. Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок привносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В деятельности таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, со­бытиям, сюжетам.

       Последствия насилия могут проявляться и в продуктах деятельности ребенка: рисунках, сказках, рассказах.

Рассказ ребенка о факте насилия

     Рассказ ребенка о себе, своем опыте, своих чувствах, отношении к своему телу может быть прямым или скрытым, то есть косвенным источником информации о насилии. Иногда возникает вопрос: может ребенок своим рассказом ввести специалиста в заблуждение, сказав неправду о насильственных действиях в свой адрес со стороны взрослых, например, солгать о сексуальном злоупотреблении? На самом деле дети очень редко лгут о том, что над ними совершили насилие. Большинство из них смущены и боятся, многие не понимают, что произошло. Испытывая страх перед насильником, ребенок может преуменьшать природу и степень насилия, а также сомневаться в том, что ему кто-нибудь поверит. Исследования Н.К. Асановой подтверждают мнение о том, что в среднем ребенок должен рассказать 13 лицам, прежде чем один «ему поверит».

Анализ специальных психодиагностических материалов

   При выявлении случаев насилия в отношении детей дошкольного и младшего школьного возрастов наиболее эффективным считается использование проективных методик:-   «Свободный рисунок»,

  • Цветовой тест М. Люшера,
  • ЦТО (Цветовой тест отношений),
  • САТ,
  • «Неоконченные предложения»,
  • «Автопортрет»,
  • «Несуществующее животное»,
  • «Дом. Дерево. Человек»,
  • «Рисунок семьи»,
  • «Кинестетический рисунок семьи»,
  • «Нарисуй человека».

    При интерпретации рисунков и рассказов детей следует обращать внимание не только на общепризнанные сигналы проявления тревоги и конфликтов, но и на специфические детали. Более подробную ориентацию в специфических сигналах насилия дает «Шкала возможных показателей сексуального насилия в рисунках детей». Для более точной оценки ситуации данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

   Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому, после проведения скрининг-диагностики, при подозрении на случай совершенного или совершаемого насилия над несовершеннолетним, далее следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств случая.

    И. Г. Малкина-Пых перечисляет рекомендации, которых следует придерживаться при выявлении и распознавании случаев насилия в отношении детей:

  • не нужно спешить с выводами и опираться только на какой-то один метод при определении, имело ли место насилие;
  • не стоит задавать наводящие вопросы;
  • если возникают сомнения в правдивости слов ребенка, можно попросить его рассказать о каком-либо эпизоде поподробнее;
  • при обсуждении сложной темы фиксируйте происходящее посредством записей, аудио- или видео- технологий;
  • в сложных случаях консультируйтесь с другими специалистами.

Нет насилию в семье | Оршанский район | Орша | Новости Орши | Новости  Оршанского района | Оршанский райисполком 

Подготовила: педагог-психолог Михолап О.В.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.